Проектная деятельность
02.09.2025
Особенность проектной деятельности в ДОУ — активное участие детей в процессе, начиная с выбора темы и заканчивая презентацией результатов. Воспитатель выступает скорее как наставник, направляющий и поддерживающий инициативы детей.
Цели
Некоторые цели проектной деятельности в ДОУ:
- Развитие познавательной активности — стимулирование интереса к исследованию окружающего мира.
- Формирование самостоятельности и ответственности — дети учатся принимать решения, решать возникающие проблемы, брать на себя ответственность за выполнение задач.
- Развитие коммуникативных навыков — проекты часто подразумевают работу в команде, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, делить обязанности.
- Интеграция различных областей знаний — дети получают возможность применять знания из разных образовательных областей (математика, чтение, рисование, окружающий мир) в одном проекте.
Долгосрочный групповой проект «От семечка до урожая»
03.09.2025
Срок
реализации проекта : 6 месяцев (с марта по сентябрь)
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Актуальность.
Формирование у дошкольников практических навыков по выращиванию и уходу за растениями огорода на участке детского сада является одним из условий,
которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей. Огород в
детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный
труд детей даёт возможность научиться ответственности, способствует
формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно,
огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и
укреплению здоровья ребят.
Постановка проблемы. Дети имеют недостаточные
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их
роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности снижен.
Цель: формирование экологической культуры у детей и трудовых
навыков через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по
выращиванию культурных огородных растений. Познакомить с основными
ботаническими понятиями : корень, стебель, лист, плод и др.
Задачи:
1. Организовать необходимые условия по созданию огорода
для наблюдения за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
наблюдения за ростом растений;
беседы о значении овощей в жизни человека;
опытно-экспериментальную деятельность.
3. Воспитывать терпение, целеустремленность; бережное и
заботливое отношение к растениям.
4. Формировать трудовые и коммуникативные навыки.
5. Привлечь
родителей к участию в проекте.
Формы
реализации проекта : наблюдения,
эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок,
чтение художественной литературы, продуктивная и трудовая деятельность,
тематические прогулки.
Этапы
реализации проекта :
I этап –
подготовительный Определение цели, задач проекта, сроков
реализации, предполагаемого результата.
Подбор методической, и художественной литературы,
иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования и
инвентаря для проведения экспериментальной работы.
Рекомендации
родителям по работе с детьми по проекту.
подготовка семян, инвентаря, приспособлений.
II этап - (реализация проекта) -
познавательно-исследовательский Проводятся запланированные мероприятия для
реализации проекта. Беседы, рассматривание
иллюстраций, подборка культур для посева на рассаду. Уход за рассадой,
наблюдения. Высадка рассады в грунт, полив, прополка. Трудовая и познавательно
исследовательская деятельность.
III этап –
заключительный Сбор урожая и подведение итогов.
Обработка и
оформление материалов проекта в виде презентации.
Анализ результативности.
Итоговая беседа.
Выставка «Что нам осень принесла»
Содержание
работы в процессе реализации проекта.
Беседа об овощах. посадка теплолюбивых растений на
рассаду в контейнеры. Наблюдение за проростками. Полив, уход.
Содержание наблюдений и
экспериментов: рассматривают и
сравнивают семена, сажают и наблюдают за
ростом и развитием растений, определяют по внешнему виду растения, в каких
условиях оно нуждается. Наблюдают за движением растений за солнцем в течение
дня. Сравнивают разные сорта одного растения. Рассматривают части разных
растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни. Наблюдают за
влиянием удобрений на развитие и рост растений.
Вскапывание грядок с помощью родителей, очистка почвы от
корневищ сорных растений. Посев семян холодостойких культур. Высадка рассады
холодостойких культур. Полив, прополка, рыхление.
Наблюдение за
цветением и образованием плодов. Сбор урожая.
Дидактические игры: «Кто найдёт больше отличий», «Найди пару», «Где, чей дом», «Чей хвост», «Во саду ли, в огороде»,
"Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Чтение художественной
литературы: Е. Бехлерова «Капустный лист», С. Маршак «Синьор Помидор», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», С.
Михалков «Овощи», В. Сутеев "Бабушкин огород" и т. д.
Продуктивно-творческая
деятельность: лепка, рисование,
аппликация по теме, разучивание песен, игр-хороводов, драматизация сказок.
Работа с родителями: общение в сетевом сообществе на тему «Участвуем в проекте «Наш весёлый огород», приобретение необходимого оборудования:
контейнеры, семена для посадки, земля,
лейки, лопатки, грабельки; изготовление табличек - указателей с картинками
растений; подготовка участка к посадке (уборка мусора, вскапывание).
Конечный результат.
Повышение уровня
мотивации к занятиям, экологической компетентности
детей по теме: дети могут различать некоторые виды растений, знают
особенности строения растений и условия их роста и способы использования в
пищу.
Повышение педагогической компетентности родителей, их
заинтересованности в познавательном досуге своего ребенка, появление новых
общих интересов детей и родителей.
Обобщение и распространение опыта.
Вывод:
Таким образом, в
ходе реализации проекта, я
убедилась, что вовлечение дошкольников в практическую деятельность по
выращиванию культурных огородных растений в детском саду оказывает огромное
влияние на формирование экологических представлений у дошкольников. Невозможно
описать, как дети радовались первым всходам, первому цветению и первым плодам!
И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность
и осознание значимости своего труда. В результате все испытали большое
удовольствие, а у ребят появилась уверенность в своих силах и убежденность, что
они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
В дальнейшем, мы
планируем продолжить работу в рамках данного проекта с использованием
художественно-эстетического и экологического направления для познавательного и
творческого развития детей.
Долгосрочный экологический проект Тема: «Огород на подоконнике»
03.09.2025
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда
детям хочется стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы.
И мы, педагоги и родители, должны на этом этапе быть главными помощниками.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность
стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится
инструментом развития их успешности. Ребята приобретают знания в процессе
решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из
различных предметных областей.
Создание «огорода на окне» способствует развитию
любознательности и наблюдательности. «Огород на окне» расширяет представления
детей о растениях как о живых организмах, рассказывает об условиях, необходимых
для их роста и развития, воспитывает желание трудиться.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской
деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание
в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- расширить знания детей о культурных растениях;
- продолжить знакомить с особенностями выращивания
культурных растений (лук, петрушка, укроп, цветы);
- обобщать представление детей о необходимости света,
тепла, влаги в почве для роста растений;
- формировать умение детей ухаживать за растениями в
комнатных условиях;
- способствовать развитию творческих способностей,
поощрять разнообразие детских работ;
- развивать познавательные способности детей,
наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его
результатам.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их
поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут
выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на окне.
4. Ведение дневника наблюдений за растениями на окне.
5. Дети увлечены практической деятельностью по
выращиванию растений на окне.
6. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители)
получат положительные эмоции от увиденных результатов.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
- определение цели и задач проекта, сбор информационного
материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в
«огороде на подоконнике»;
- составление плана мероприятий по организации детской
деятельности.
- проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты,
эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение);
- посадка и уход за растениями, наблюдение за ростом и
развитием растений.
Заключительный:
- подведение итогов, итоговая беседа;
- выставки творческих работ детей;
- составление фотоотчёта по реализации проекта.
План реализации проекта
№ Мероприятия Цель Ответственные
1 этап. Подготовительный.
1. Беседа с детьми о посадке зелени (укроп, петрушка,
лук) и цветов
Д. И. «Угадай, что в мешочке» Замотивировать детей,
вызвать у детей интерес, занимательному делу. Воспитатели
2 этап. Основной.
1. Чтение художественной литературы.
Сказка «Репка». Вершки и корешки» Загадки Рассматривание
иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них,
углублять и расширять представления о разных видах растений. Воспитатели.
2. Образовательная деятельность «Что растет на огороде».
Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на
огородах. Знакомство с профессиями овощевода, цветовода. Воспитатели.
3. Практическая деятельность: посадка лука, укропа,
петрушки и цветов. Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.
Воспитатели.
4. Наблюдение за ростом и развитием растений. Учить детей
замечать изменения, которые происходят в росте растений. Воспитатели.
5. Опытническая и экспериментальная деятельность детей
Проводить эксперименты с растениями. Выделить благоприятные условия для роста и
развития растений (свет, вода, тепло) Воспитатели.
6. Наблюдение «Как развиваются растения» Фиксировать
наблюдения за развитием растений в «Дневнике наблюдений» Воспитатели.
7. Сюжетно-ролевая игра «Огородники» Продолжать знакомить
детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями.
Воспитатели.
3 этап. Заключительный
1. Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного»
лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. Расширять
представление детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов
и они очень полезны для людей. Воспитатели.
2. Посадка рассады цветов на клумбу Расширять
представление детей о развитии, росте и размножении цветов;
Закрепить полученные знания на практике.
Оказывать посильную помощь взрослому. Воспитатели.
3. Творческие работы детей «Наш огород» Организовать
тематическую выставку детских работ Воспитатели.
4. Составление фотоотчёта по проекту. Организация
фотовыставки Подведение итогов работы по проекту Воспитатели.
Результаты реализации проекта «Огород на окне»
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне».
3. У детей формируется интерес к исследовательской
деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности
дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития
растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к
растениям, уважат труд взрослых.
6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в
«Дневнике наблюдений»
7. Посадка рассады цветов на клумбу возле детского сада.
Проект "Азбука безопасности"
03.09.2025
Проект "Азбука безопасности" по ОБЖ для детей трех лет и их
родителей
Воспитатель: Павлова О.В.
Цель проекта:
Обучить детей основам безопасного поведения в быту и на улице через игры, мероприятия и совместные занятия с родителями.
Задачи:
1. Познакомить детей с основами безопасности (правила поведения в разных ситуациях).
2. Развить у детей умение анализировать свои действия и действия окружающих в чрезвычайных ситуациях.
3. Способствовать взаимодействию между воспитателями, детьми и родителями.
4. Формировать у детей навыки коллективной работы и коммуникации.
Продолжительность:
1 неделя.
Этапы реализации:
1. Вводная беседа (1 день)
- Обсуждение безопасности: Начать с беседы о том, что такое безопасность. Спросить детей: "Что нужно делать, чтобы быть в безопасности?"
- Знакомство с "Азбукой безопасности»: Объяснить детям, что мы будем учиться важным правилам через веселые игры и занятия.
2. Игры и занятия по ОБЖ (2-3 день)
- Игра "Мы на улице»: Создать игровую ситуацию, где дети учатся правильно переходить дорогу (используя разметку и игровые атрибуты).
- Путешествие в мир "Опасностей»: Подготовить станции с разными опасными ситуациями (например, горячая плита, острые предметы). На каждой станции объяснить правила безопасности.
- Игра "Сигналы безопасности»: Научить детей сигнализировать при возникновении опасных ситуаций (например, звать на помощь).
3. Творческое занятие (4 день)
- Создание "Сигналов безопасности»: Дети создают плакаты с изображением правил безопасности. Можно использовать краски, цветную бумагу и другие материалы.
- Выставка детского творчества: Подготовить место для выставки плакатов, где дети смогут продемонстрировать свои работы родителям.
4. Вовлечение родителей (5 день)
- Совместное занятие: Пригласить родителей на совместное занятие, где они вместе с детьми будут разбирать правила безопасности в играх и упражнениях.
- Обсуждение с родителями: Провести небольшую беседу с родителями о важности соблюдения правил безопасности и о том, как они могут помочь детям в этом.
5. Рефлексия и обсуждение (7 день)
- Обсуждение итогов проекта: В конце проекта провести с детьми и родителями обсуждение. Спросить, что они узнали и что им понравилось больше всего.
- Собрать обратную связь от родителей: Получить мнения от родителей о проведенном проекте и о том, как они видят его пользу для своих детей.
Ожидаемые результаты:
- Дети усвоят основные правила безопасности в юмористической и доступной форме.
- Установление крепких связей между воспитателями, детьми и родителями.
- Родители станут более вовлеченными в процесс изучения ОБЖ с детьми.
- Повышение уровня знаний о безопасности у детей и их родителей.
Проект "Азбука безопасности" поможет детям узнать важные правила охраны жизни и здоровья, делая процесс обучения увлекательным и интерактивным.