Мини-музей "Память сердца"
Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского
района
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 71
620146 г. Екатеринбург, бульвар
Денисова-Уральского,10, тел. 267-30-21, 267-30-15,
e-mail: mdou71@eduekb.ru,
www.71.tvoysadik.ru
Паспорт мини-музея в ДОУ
«Память сердца»
1.
Общие сведения
·
Наименование мини-музея: «Память сердца»
·
Профиль музея: исторический, патриотический.
·
Учредитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский
сад № 71.
·
Руководитель мини-музея: Трубина Юлия Геннадьевна
·
Возрастная целевая аудитория: дети 4-7 лет, родители (законные представители),
сотрудники ДОУ.
·
Адрес: г. Екатеринбург, бульвар Денисова-Уральского, 10 кабинет дополнительного
образования «Мульт-студия»).
·
Дата открытия: 01.09.2025
2.
Цель и задачи
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств,
уважения к защитникам Родины и историческому прошлому России на основе
конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них
эмоциональные переживания.
Задачи:
·
Образовательные:
· Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны в доступной для их
возраста форме.
· Расширить знания о военных профессиях, родах войск, военной технике.
· Дать представление о героизме, мужестве и подвигах солдат.
· Обогатить словарный запас детей (например, «ветеран», «орден», «медаль»,
«вечный огонь», «Могила Неизвестного Солдата»).
·
Развивающие:
· Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, речь.
· Развивать навыки исследовательской деятельности.
· Способствовать развитию нравственных качеств: сострадания, благодарности,
уважения к старшим.
·
Воспитательные:
· Воспитывать уважение к защитникам Отечества, ветеранам войны.
· Воспитывать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
· Воспитывать бережное отношение к историческому наследию и семейным реликвиям.
3.
Принципы построения экспозиции
·
Принцип доступности: Все экспонаты доступны для восприятия ребенком.
·
Принцип наглядности: Использование подлинных и воссозданных предметов, фотографий,
иллюстраций.
·
Принцип интеграции: Музейная деятельность связана с различными образовательными
областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие.
·
Принцип активности и творчества: Дети являются не только пассивными зрителями,
но и активными создателями музея (рисуют, лепят, участвуют в сборе экспонатов).
·
Принцип партнерства: Тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
4.
Содержание и структура экспозиции
Мини-музей
организован по разделам:
1.
«Военная хроника»
· Репродукции фотографий военных лет (портреты солдат, моменты сражений, жизнь
в тылу).
· Копии плакатов («Родина-мать зовет!»).
· Карта с обозначением ключевых городов-героев.
2.
«Награды дедов и прадедов»
· Копии орденов и медалей времен ВОВ (медаль «За отвагу», орден Красной Звезды
и др.).
· Фотографии родственников воспитанников — участников войны с кратким описанием
их подвига.
3.
«Солдатский привал»
· Макет «Вечного огня».
· Воссозданные элементы солдатского быта: пилотка, гимнастерка, плащ-палатка,
котелок, ложка, фляжка, письма-треугольники.
· Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
· Коллекция моделей военной техники: танки (Т-34), самолеты (Ил-2), «Катюши».
· Детские рисунки на тему «Военная техника».
5.
«Детям о войне»
· Художественная литература для детей: стихи, рассказы С. Алексеева, А.
Митяева, Л. Кассиля.
· Книга Памяти, созданная силами семей воспитанников (рассказы о воевавших
родственниках).
6.
«Творчество Победы»
· Выставка детских поделок (аппликации, рисунки, лепка на военную тему).
· Коллекция открыток и рисунков, сделанных для ветеранов.
5.
Коллекция музея (примеры экспонатов)
|
Наименование
экспоната |
Краткое
описание |
Источник
поступления |
|
Пилотка |
Подлинная
или стилизованная |
Временный
дар от семьи воспитанника |
|
Фляжка
солдатская |
Подлинная |
Временный
дар от семьи воспитанника |
|
Письмо-треугольник |
Воссозданное,
с текстом из реального письма |
Изготовлено
совместно с детьми |
|
Копии
орденов и медалей |
Набор
юного коллекционера |
Приобретено
педагогами |
|
Макет
«Вечного огня» |
Из
картона и бумаги |
Изготовлено
совместно с детьми |
|
Модель
танка Т-34 |
Игрушечная
модель |
Вклад
семьи воспитанника |
|
Книга
Памяти группы |
Альбом
с фотографиями и историями |
Создано
совместно с родителями |
|
Фотографии
военных лет |
Копии
из семейных архивов |
Предоставлены
родителями |
6.
Формы работы с детьми и родителями
·
Экскурсии: Обзорные и тематические (проводятся как воспитателем, так и
подготовленными детьми-«экскурсоводами»).
·
Беседы: «Что такое героизм?», «Дети-герои войны», «Какую технику ты знаешь?».
·
Непосредственно образовательная деятельность: Чтение художественной литературы,
лепка «Военная техника», рисование «Салют Победы».
·
Сюжетно-ролевые игры: «Мы — солдаты», «Медсестра».
·
Взаимодействие с семьями:
· Сбор экспонатов и материалов для музея.
· Участие в создании «Книги Памяти».
· Совместные праздники и досуги («День Защитника Отечества», «День Победы»).
7.
Перспективы развития
·
Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
·
Организация тематических выставок («Оружие Победы», «Города-герои»).
·
Проведение конкурсов чтецов стихотворений о войне.
·
Организация встреч с ветеранами труда, детьми войны (при возможности).
·
Создание интерактивной папки-лэпбука «Великая Отечественная война».