Методические разработки

05.10.2023

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image

С какого возраста нужно читать детям Пушкина?

05.10.2023

С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

Это один из вопросов, который задают себе многие родители. Точного ответа на него не существует.

С.Я. Маршак, говоря о пушкинских сказках, советовал, чтобы эти сказки были «в каждой семье наготове». И предлагал не дожидаться момента, когда ребенок дозреет до понимания 

смысла каждой строки. Конечно, не стоит ждать встречи ребенка с пушкинскими строками на страницах школьного учебника вместе со строгим наказом 

учителя выучить отрывок наизусть: прекрасные строки могут навеки 

пропасть 

под формулировкой «мы это проходили». Сегодня поэзия и проза А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая 

часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели 

знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную 

программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не 

рассматривались как 

произведения детской литературы.

В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для 

формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

 Искусственно насаждать классику

 не нужно: если в доме нет традиции чтения вслух, если родители и  сами читали Пушкина только по школьной программе, у них в нужный момент не окажется той эстафетной палочки, которую можно 

передать детям. Но еще хуже  травмировать ребенка классикой, которую 

он не готов воспринимать.

     Практический совет: можно подойти к восприятию Пушкинских

сказок через «Конька-горбунка» Петра Ершова. Эта сказка так похожа на пушкинские творения, что некоторые ученые даже

приписывают ее авторство самому Пушкину.

 

К звукам и ритмам Пушкина подготавливают малыша и звуки, и ритмы стихов Чуковского.

Сравните:

«Пошла Муха на базар» и «Пошел поп по базару»;

«А сапожки не простые» и «А орешки не простые».

Впоследствии, ритм, музыку и настроение пушкинских строк дети чувствуют интуитивно, без подсказки. Но еще задолго до этого, еще не будучи в состоянии постигнуть целиком замысел автора, ребенок уже начинает любить звучание отдельных строк. И потому, что звуки хороши, и потому, что голос, их произносящий, такой знакомый, нежный: лет до трех ребенок просто радуется строчкам, которые звучат из родных уст. Так почему бы не порадовать его Пушкиным? 

Существует мнение, что сказки Пушкина не имеют возрастных границ – каждый ребенок услышит их по-своему и, конечно, может полюбить.

Как читать Пушкина детям?

     Маршак советовал родителям читать Пушкина вслух, не подражая 

декламаторам, но четко попадая в ритм. Тогда ребенку передастся то 

наслаждение, которое испытывает всякий, читающий поэта, – наслаждение  от того, что слова выговариваются как бы сами собой. Особенности характера 

персонажа, смешные и грустные нотки можно слегка подчеркивать голосом.

Родителям следует приготовиться к тому, что кое-что при чтении Пушкина придется пропускать или комментировать.

     Практический совет: до трех лет ребенку тяжело слушать

поэтическую сказку от начала до конца,без перерыва. Сюжет можно

пересказывать по картинкам, зачитывая наиболее понятные или 

понравившиеся малышу места, законченные отрывки. 

Например: во время чтения «Сказки о царе Салтане…» можно несколько раз, в том числе, вместе с ребенком, прочитать отрывки про белочку, про кораблик, про богатырей.

          По прочтении же того или иного произведения, конечно, не терпится 

узнать реакцию ребенка: что ему понравилось, что он понял, внимательно ли слушал? Но не стоит теребить вопросами того, кто сам не рвется сразу же делиться  впечатлениями. В любом случае затевать такой разговор нужно очень деликатно. 

Об этом хорошо написала Марина Цветаева: «Глядя назад, теперь вижу, что стихи Пушкина и вообще стихи… для меня 

досемилетней и семилетней были рядом загадочных картинок, загадочных только от материнских вопросов, ибо в стихах, как в чувствах, только вопрос порождает непонятность…. Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть и понимать не думала, а просто – видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи оставались понятными». (М. Цветаева. Мой Пушкин).

      Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина,  а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога

 к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.

Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и 

роскоши. И так как каждая детальХочу такой сайт

 в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

       За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека,ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д.

   В стихах Пушкина о природе вы найдете все четыре времени года.

Тут и наступление весны, с ее ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его  грозами, а вот уж небо задышало осенью и застывает пруд и перелетные птицы держат 

путь на юг, наконец приходит сама зима, с ее бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.

  Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой 

среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно 

Пушкин считается создателем современного русского литературного языка,

 языка, на котором говорит современный образованный человек.

Какое издание предпочесть?

     Отрывки из Пушкина не следует искать в хрестоматиях или в сборниках разных авторов. Лучше всего – в книгах самого Пушкина с хорошими иллюстрациями. Исключением может быть «Лукоморье». Многие составители сборников считают его отдельным 

произведением, а не частью поэмы «Руслан и Людмила». В таком случае лучше предпочесть «Лукоморье», проиллюстрированное 

Татьяной Мавриной: художница создала отдельную чудо-книжечку, живущую своей полноценной жизнью и адресованную самым-самым маленьким.

  Для ребенка текст и картинки равноценны: Пушкин может открыться 

ему не только благодаря словам, но и благодаря рисункам в книге. 

Поэтому так важно для первого знакомства подбирать издания с хорошими иллюстрациями. Сказки Пушкина очень иллюстративны. Потому художники 

охотно за них берутся. При выборе книги следует учитывать: количество иллюстраций на странице должно соответствовать возрасту, развороты без картинок не подойдут детям до четырех лет. Но если рисунки заслоняют собой текст, тоже нехорошо: 

ребенку нужен простор для воображения. Замечательны книги с рисунками 

В. Конашевича, которые отлично гармонируют с текстом, стихотворный 

сюжет в них живет и движется вместе с рисунками.

     Практический совет: предлагайте ребенку делать рисунки по произведениям Пушкина. Используйте во время чтения раскраски. 

Находите картинки природы, быта, описанные поэтом, в жизненных ситуациях. 

 Создайте домашний кукольный театр с героями пушкинских сказок.

       

Спасибо Пушкину за то,

что познакомил нас с котом

ученым и русалкой дивной

и Черномором с очень длинной,

седой, волшебной бородой.

Узнали, что- добро, что -зло…

А для того, чтобы «везло»,

нам силы нужно приложить,

и постараться жизнь любить.

Что мир собой он озарил,

нам столько сказок подарил!


С какого возраста нужно читать произведения А.С. Пушкина.docx (скачать)

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

05.10.2023

Консультация для родителей

Тема: Сказки Пушкина в жизни ребенка.


Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

       Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

      Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

       Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане..." о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

       Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Как правильно читать сказки Пушкина?

      Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

     "Сказка о попе и работнике его Балде" расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

       Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

       Читая ребенку "Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы - мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

        Сюжетная основа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

        Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет "Сказка о рыбаке и рыбке". С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

       "Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности

        С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

       В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».