ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Приблизительно за год до поступления ребенка в школу многие родители будущих первоклассников начинают испытывать значительное беспокойство, и даже страх. Они заранее предвкушают, что первый год значительно прибавит им забот. Но самое главное - возникает угроза: вдруг ребенок не оправдает надежд и будет плохо учиться?
Дети, посещающие детский сад проходят достаточно серьезную подготовку к школе, но тем не менее родительские волнения не уменьшаются.
Школа - это действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. А вот создать у ребенка положительный настрой на школу - это уже задача взрослых и прежде всего родителей. Как же этого можно добиться на практике? Можно ли самим определить готов ли ребенок к школе или нет?
Многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого термина, как «готовность к школе».
Во времена их детства школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. В настоящее время в нашу жизнь вошло обучение шестилеток. Но ведь дети все разные, с непохожими характерами, различными способностями, да и здоровье у одних получше, а у других похуже. Поэтому-то и появилась необходимость определения готовности детей к обучению в условиях школы.
Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем. Второй момент — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, которые считают, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эту задачу успешно решают детские сады, наряду с этим они формируют социальную готовность, то есть учат детей общению, умению вести себя в коллективе со взрослыми и сверстниками. А некоторые дети с гибкой психикой и так обладают социальной готовностью в достаточной степени. Наконец, последний момент готовности ребенка к школе - это мотивационная готовность, то есть интерес к школе у детей возникает в семье, на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу - у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Конечно, нужна, ведь всякий ребенок нуждается в поддержке близких людей, тем более в таком ответственном событии, как поступление в школу. Рассказы о том, чему и как учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс. Дети дошкольного возраста практически все свободное время посвящают играм. И это нормально. Мы, взрослые, часто негодуем из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом дня игры, или возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина и бумаги, истраченного на изготовление каких-то «финтифлюшек». Но эти занятия - часть повседневной и кипучей жизнедеятельности, и результаты ее пока имеют значение лишь для самого ребенка, но именно они определяют продуктивность его умственного развития. Как говорят специалисты игра - это серьезно! Единственное, о чем должны своевременно побеспокоиться родители - это об устранении у детей дефектов речи. Кроме этого важно позаботится о развитии мелкой моторики руки ребят дошкольников. Формирование навыков письма - эта задача первых лет обучения. А штриховка, раскраска, лепка, работа с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.
Родителям необходимо позаботиться, чтобы в распоряжении детей были не только куклы, машинки и книжки с картинками, но и альбомы - раскраски, конструкторы, настольные игры и пластилин. Мамы могут привлечь своих детей к переборке крупы для каши, а папам хорошо бы научить ребят поработать с отверткой. Все это казалось бы, нехитрые дела, а польза от них огромная. Ведь доказано, что развитие мелкой мускулатуры пальцев рук способствует умственному развитию детей.
Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они вынуждены, будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.