Экспериментальная деятельность
02.09.2025
Аналитический
отчет по экспериментальной деятельности воспитателя в межаттестационный период
I. Общие сведения:
• ФИО воспитателя: Павлова Ольга Владимировна
• Должность: Воспитатель
• Квалификационная категория: Первая
квалификационная категория
• Тема экспериментальной деятельности:
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
посредством организации исследовательской деятельности в условиях
мини-лаборатории"
• Межаттестационный период: 2020-2025
II. Обоснование
экспериментальной деятельности:
1. Актуальность темы:
• В
условиях реализации ФГОС ДО особое внимание уделяется формированию
познавательной активности и исследовательских навыков у детей дошкольного
возраста. Исследовательская деятельность способствует развитию
любознательности, инициативности, самостоятельности, умения анализировать и
делать выводы.
•
Недостаточное использование исследовательских методов в образовательном
процессе приводит к снижению интереса детей к познанию окружающего мира,
формированию пассивной жизненной позиции.
•
Создание мини-лаборатории в группе позволяет организовать
систематическую и целенаправленную исследовательскую деятельность, стимулируя
познавательную активность детей.
2. Проблема:
Недостаточный уровень познавательной активности и исследовательских навыков у
детей старшего дошкольного возраста, обусловленный недостаточным использованием
исследовательских методов в образовательном процессе. Противоречие между
необходимостью формирования познавательной активности и отсутствием
систематической работы по организации исследовательской деятельности в условиях
ДОУ.
3. Цель
экспериментальной деятельности: Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской
деятельности в условиях мини-лаборатории.
4. Задачи
экспериментальной деятельности:
•
Изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности
в дошкольном образовании.
•
Разработать и реализовать систему работы по развитию познавательной
активности детей посредством организации исследовательской деятельности в
условиях мини-лаборатории.
•
Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую
организации исследовательской деятельности.
•
Разработать диагностический инструментарий для оценки уровня
познавательной активности детей.
•
Оценить эффективность разработанной системы работы.
5. Гипотеза:
Организация исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории будет
способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста, если:
•
Система работы будет основана на принципах доступности, наглядности,
активности и индивидуализации.
•
Будет создана развивающая предметно-пространственная среда,
стимулирующая исследовательскую деятельность.
•
Будет использоваться разнообразный диагностический инструментарий для
оценки уровня познавательной активности.
6. Объект исследования:
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
7. Предмет
исследования: Процесс развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в
условиях мини-лаборатории.
8. Научная новизна:
Разработана система работы по развитию познавательной активности детей
посредством организации исследовательской деятельности в условиях
мини-лаборатории, основанная на интеграции образовательных областей и
использовании разнообразных методов и приемов.
9. Практическая
значимость: Разработанные методические рекомендации, конспекты занятий,
дидактические материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных
образовательных учреждений тельных учреждений для организации исследовательской
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
III. Организация экспериментальной
деятельности:
1. Этапы эксперимента:
*
Диагностический этап (сентябрь 2020 г.): Определение исходного уровня
познавательной активности детей.
* Формирующий этап (октябрь 2020 г. - апрель
2025 г.): Реализация системы работы по развитию познавательной активности.
*
Контрольный этап (май 2025 г.): Оценка уровня познавательной активности
детей после реализации системы работы.
2. Методы исследования:
*
Наблюдение за детьми в процессе образовательной деятельности.
*
Беседа с детьми и родителями.
*
Анкетирование педагогов.
*
Тестирование детей с использованием методик (методика "Что
лишнее?", методика "Закончи предложение").
*
Анализ детских работ (рисунков, поделок, отчетов об экспериментах).
*
Педагогический эксперимент.
3. Условия проведения эксперимента:
* В
эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в
количестве 25 человек.
* В
группе создана мини-лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием:
микроскопы, лупы, мерные стаканы, колбы, пипетки, песочные часы, магниты,
природный материал, бросовый материал, энциклопедии.
*
Разработаны картотеки экспериментов, дидактических игр, методические
рекомендации для педагогов.
4. Описание экспериментальной и контрольной
групп:
Эксперимент проводился
в группе №5.
Контрольная группа – группа № 4 МБДОУ, где не
проводилась целенаправленная работа по развитию познавательной активности
посредством организации исследовательской деятельности в мини-лаборатории. Обе
группы сопоставимы по возрасту, количеству детей и уровню развития.
IV. Результаты
экспериментальной деятельности:
1. Анализ результатов диагностического этапа:
*
На диагностическом этапе было выявлено, что у 13% детей экспериментальной группы наблюдается
низкий уровень познавательной активности, 50%- средний уровень и 37% - высокий
уровень.
*
Результаты контрольной группы были аналогичными: у 20% детей экспериментальной группы наблюдается
низкий уровень познавательной активности, 60%- средний уровень и 20% - высокий
уровень].
2. Описание хода формирующего этапа: Система
работы включала следующие направления:
*
Организация тематических занятий с использованием исследовательских
методов (например, "Свойства воды", "Свойства воздуха",
"Растения нашего края").
*
Проведение экспериментов и опытов в мини-лаборатории.
*
Реализация исследовательских проектов (например, "Почему тает
снег?", "Как вырастить кристалл?").
*
Использование дидактических игр и упражнений, направленных на развитие
познавательной активности (например, "Что лишнее?", "Найди
отличия", "Сложи картинку").
*
Организация экскурсий в природу, посещение музеев.
*
Активное вовлечение родителей в исследовательскую деятельность детей.
Конспект занятия
"Свойства воды":
Цель: познакомить детей
со свойствами воды (прозрачность, отсутствие запаха и вкуса, способность
растворять вещества, способность изменять форму).
Ход: 1. Беседа о воде.
2. Эксперименты: "Прозрачность
воды", "Растворение сахара и соли", "Вода принимает форму
сосуда".
3. Подведение итогов. )
3. Анализ результатов контрольного этапа:
*
На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе
количество детей с высоким уровнем познавательной активности увеличилось до
60%, со средним уровнем – 35%, с низким уровнем –5%.
* В
контрольной группе изменения были незначительными: 15%.
*
Сравнительный анализ результатов показал, что организация
исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории оказывает
положительное влияние на развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста (p < 0,05). (Укажите статистическую значимость
различий, если проводился статистический анализ).
4. Выводы:
*
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что организация
исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории способствует
развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
*
Система работы, основанная на принципах доступности, наглядности,
активности и индивидуализации, оказалась эффективной.
*
Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей
исследовательскую деятельность, способствовало повышению интереса детей к
познанию окружающего мира.
*
Результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют о
положительной динамике развития познавательной активности детей, что
проявляется в повышении их любознательности, инициативности, самостоятельности,
умении анализировать и делать выводы.
5. Перспективы дальнейшей работы:
*
Продолжить работу по совершенствованию системы развития познавательной
активности детей посредством организации исследовательской деятельности.
*
Расширить перечень экспериментов и опытов, доступных детям в
мини-лаборатории.
*
Разработать методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности для педагогов групп раннего и среднего дошкольного возраста.
V. Распространение
опыта:
1. Публикация статьи "Мини-лаборатория в
детском саду как средство развития познавательной активности дошкольников"
в сборнике научных трудов (2024 г.).
2. Представление опыта на сайте ДОУ в разделе
"Наши достижения".
3. Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ
"Организация исследовательской деятельности в условиях
мини-лаборатории".
4. Разработка методических рекомендаций
"Организация исследовательской деятельности в мини-лаборатории для детей
старшего дошкольного возраста".
VI. Приложения:
1. Диагностические материалы (анкеты, тесты,
карты наблюдений).
2. Конспекты занятий, сценарии мероприятий.
3. Фотографии мини-лаборатории и детей в
процессе исследовательской деятельности.
4. Отзывы родителей и коллег.
5. Копии публикаций и дипломов.
6. Методические рекомендации.
VII. Список
использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная
деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - М.:
Мозаика-Синтез, 2005.
3. Иванова А.И. Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского
обучения младших школьников. - Самара: Изд-во "Учебная литература",
2005.
Дата составления:
15.05.2025