Экспериментальная деятельность

02.09.2025

Аналитический отчет по экспериментальной деятельности воспитателя в межаттестационный период

I. Общие сведения:

•  ФИО воспитателя: Павлова Ольга Владимировна

•  Должность: Воспитатель

•  Квалификационная категория: Первая квалификационная категория

•  Тема экспериментальной деятельности: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории"

•  Межаттестационный период: 2020-2025

II. Обоснование экспериментальной деятельности:

1. Актуальность темы:

  •  В условиях реализации ФГОС ДО особое внимание уделяется формированию познавательной активности и исследовательских навыков у детей дошкольного возраста. Исследовательская деятельность способствует развитию любознательности, инициативности, самостоятельности, умения анализировать и делать выводы.

  •  Недостаточное использование исследовательских методов в образовательном процессе приводит к снижению интереса детей к познанию окружающего мира, формированию пассивной жизненной позиции.

  •  Создание мини-лаборатории в группе позволяет организовать систематическую и целенаправленную исследовательскую деятельность, стимулируя познавательную активность детей.

2. Проблема: Недостаточный уровень познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста, обусловленный недостаточным использованием исследовательских методов в образовательном процессе. Противоречие между необходимостью формирования познавательной активности и отсутствием систематической работы по организации исследовательской деятельности в условиях ДОУ.

3. Цель экспериментальной деятельности: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории.

4. Задачи экспериментальной деятельности:

  •  Изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности в дошкольном образовании.

  •  Разработать и реализовать систему работы по развитию познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории.

  •  Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую организации исследовательской деятельности.

  •  Разработать диагностический инструментарий для оценки уровня познавательной активности детей.

  •  Оценить эффективность разработанной системы работы.

5. Гипотеза: Организация исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории будет способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, если:

  •  Система работы будет основана на принципах доступности, наглядности, активности и индивидуализации.

  •  Будет создана развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая исследовательскую деятельность.

  •  Будет использоваться разнообразный диагностический инструментарий для оценки уровня познавательной активности.

6. Объект исследования: Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

7. Предмет исследования: Процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории.

8. Научная новизна: Разработана система работы по развитию познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории, основанная на интеграции образовательных областей и использовании разнообразных методов и приемов.

9. Практическая значимость: Разработанные методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений тельных учреждений для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

III. Организация экспериментальной деятельности:

1.  Этапы эксперимента:

    *   Диагностический этап (сентябрь 2020 г.): Определение исходного уровня познавательной активности детей.

    *   Формирующий этап (октябрь 2020 г. - апрель 2025 г.): Реализация системы работы по развитию познавательной активности.

    *   Контрольный этап (май 2025 г.): Оценка уровня познавательной активности детей после реализации системы работы.

2.  Методы исследования:

    *   Наблюдение за детьми в процессе образовательной деятельности.

    *   Беседа с детьми и родителями.

    *   Анкетирование педагогов.

    *   Тестирование детей с использованием методик (методика "Что лишнее?", методика "Закончи предложение").

    *   Анализ детских работ (рисунков, поделок, отчетов об экспериментах).

    *   Педагогический эксперимент.

3.  Условия проведения эксперимента:

    *   В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 25 человек.

    *   В группе создана мини-лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием: микроскопы, лупы, мерные стаканы, колбы, пипетки, песочные часы, магниты, природный материал, бросовый материал, энциклопедии.

    *   Разработаны картотеки экспериментов, дидактических игр, методические рекомендации для педагогов.

4.  Описание экспериментальной и контрольной групп:

Эксперимент проводился в группе №5.

 Контрольная группа – группа № 4 МБДОУ, где не проводилась целенаправленная работа по развитию познавательной активности посредством организации исследовательской деятельности в мини-лаборатории. Обе группы сопоставимы по возрасту, количеству детей и уровню развития.

IV. Результаты экспериментальной деятельности:Хочу такой сайт

1.  Анализ результатов диагностического этапа:

    *   На диагностическом этапе было выявлено, что у 13%  детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень познавательной активности, 50%- средний уровень и 37% - высокий уровень.

    *   Результаты контрольной группы были аналогичными: у 20%  детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень познавательной активности, 60%- средний уровень и 20% - высокий уровень].

2.  Описание хода формирующего этапа: Система работы включала следующие направления:

    *   Организация тематических занятий с использованием исследовательских методов (например, "Свойства воды", "Свойства воздуха", "Растения нашего края").

    *   Проведение экспериментов и опытов в мини-лаборатории.

    *   Реализация исследовательских проектов (например, "Почему тает снег?", "Как вырастить кристалл?").

    *   Использование дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности (например, "Что лишнее?", "Найди отличия", "Сложи картинку").

    *   Организация экскурсий в природу, посещение музеев.

    *   Активное вовлечение родителей в исследовательскую деятельность детей.

Конспект занятия "Свойства воды":

Цель: познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, отсутствие запаха и вкуса, способность растворять вещества, способность изменять форму).

 Ход: 1. Беседа о воде.

 2. Эксперименты: "Прозрачность воды", "Растворение сахара и соли", "Вода принимает форму сосуда".

 3. Подведение итогов. )

3.  Анализ результатов контрольного этапа:

    *   На контрольном этапе было выявлено, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем познавательной активности увеличилось до 60%, со средним уровнем – 35%, с низким уровнем –5%.

    *   В контрольной группе изменения были незначительными: 15%.

    *   Сравнительный анализ результатов показал, что организация исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (p < 0,05). (Укажите статистическую значимость различий, если проводился статистический анализ).

4.  Выводы:

    *   Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что организация исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории способствует развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

    *   Система работы, основанная на принципах доступности, наглядности, активности и индивидуализации, оказалась эффективной.

    *   Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей исследовательскую деятельность, способствовало повышению интереса детей к познанию окружающего мира.

    *   Результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют о положительной динамике развития познавательной активности детей, что проявляется в повышении их любознательности, инициативности, самостоятельности, умении анализировать и делать выводы.

5.  Перспективы дальнейшей работы:

    *   Продолжить работу по совершенствованию системы развития познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности.

    *   Расширить перечень экспериментов и опытов, доступных детям в мини-лаборатории.

    *   Разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности для педагогов групп раннего и среднего дошкольного возраста.

V. Распространение опыта:

1.  Публикация статьи "Мини-лаборатория в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольников" в сборнике научных трудов  (2024 г.).

2.  Представление опыта на сайте ДОУ в разделе "Наши достижения".

3.  Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ "Организация исследовательской деятельности в условиях мини-лаборатории".

4.  Разработка методических рекомендаций "Организация исследовательской деятельности в мини-лаборатории для детей старшего дошкольного возраста".

VI. Приложения:

1.  Диагностические материалы (анкеты, тесты, карты наблюдений).

2.  Конспекты занятий, сценарии мероприятий.

3.  Фотографии мини-лаборатории и детей в процессе исследовательской деятельности.

4.  Отзывы родителей и коллег.

5.  Копии публикаций и дипломов.

6.  Методические рекомендации.

VII. Список использованной литературы:

1.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.  Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3.  Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Изд-во "Учебная литература", 2005.

Дата составления: 15.05.2025

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».