Проектная деятельность

24.07.2025

Ольга Егоровна активно использует в своей педагогической деятельности метод проектов!

Проектная деятельность в ДОУ — это сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата.

Этапы проектной деятельности:

  1. Выбор темы. Задача педагога — осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.

  2. Реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

  3. Презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.

  4. Рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.

Основная цель проектного метода в дошкольном учреждении — развитие свободной творческой личности ребёнка.

«Вкусная каша - здоровье наше»

03.07.2023

Информационная карта проекта

 

1.  Полное название проекта: «Вкусная каша - здоровье наше».

2.  Девиз проекта:

Полезной и вкусной должна быть еда,

И каша, поэтому с нами всегда!

 

3.  Автор проекта: Пушкарева Ольга Егоровна

4.  Вид, тип проекта: информационно-творческий, групповой.

5.  Цель, направление деятельности проекта: формирование знаний о здоровом питании, о пользе каши как о ценном продукте для роста детского организма.

Краткое содержание проекта:

ü данный проект направлен на то, чтобы сформировать у детей знания о правильном питании, о пользе каши в рационе детского питания в ходе обогащения развивающей среды (выставка художественной литературы, лаборатория «Крупеничка», оборудование для с/р игр, фартук для театрализованной деятельности);

ü организации совместной деятельности педагога и детей (беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, создание книги, карты, слайдовая презентация, инсценировка стихотворения);

ü взаимодействия с родителями (Оформление книги рецептов «Любимая каша нашей семьи, конкурс рисунков, выставка стенгазет, конкурс стихов, участие в презентации);      

 

6.  Место проведения:  

 

7.  Сроки проведения: средней продолжительности  

8.  Участники: дети группы №5, возраст 3- 4 года, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

10.Форма проведения: фронтальная

11. Продукт проекта: альбом «Русское поле», наглядное пособие «Откуда пришли злаки?», выставка детских рисунков «Вот какая каша», выставка стенгазет «Русская каша – матушка наша», оформление книги рецептов «Любимая кашанашей семьи», презентация «Вкусная каша - пища наша».

 

 

 

Актуальность

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу, и тогда мы обращаемся к целебным силам даров природы. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы

За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

 

Проблема: При опросе детей «Что ты любишь больше всего есть на завтрак?» лишь половина назвали кашу. Поэтому перед нами возникла проблема - как помочь детям раскрыть ценные качества каш, их значение для развития детского организма.

 

Задачи:

-   воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому питанию;

-  развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят вкусные каши;

-  закрепить знания о труде хлеборобов;

-   закрепить представления детей о продуктах, необходимых для

    приготовления каши;

-  развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать     новое;

-  способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

   

Этапы

 

Формы работы

 

Задачи

I этап

 

Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (мониторинг)

 

Ориентируясь на личный опыт детей выявить степень их информированности о разнообразии блюд из крупы, о пользе каши, способах приготовления

II этап

 

Подбор методической, и художественной литературы, иллюстрационного материала

Обогащение развивающей среды в группе (совместно с родителями)

 

Сбор и систематизация материала к проекту

Оформление наглядных материалов, дидактических игр и др.

Привлечение родителей к реализации проекта

III этап

Чтение художественной литературы:

- русские народные сказки: «Колосок», «Лиса и журавль»,

 - Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке»

- Н. Носов «Мишкина каша» (отрывок),

- сказка Братья Гримм «Волшебный горшочек»,

 - Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде» (отрывок),

- Н. Носов «Богатырская каша»,

-  чтение и заучивание пословиц и поговорок о каше

 

Беседы:

- «Что вы едите дома на завтрак? «

- «Мы о злаках вам расскажем, что у нас в полях растут»

- «Как каша пришла к нам на стол?»

 

Мини-лаборатория «Крупеничка»

(экспериментальная деятельность с крупами):

- «Угадай на ощупь»

- «Разбери крупу»

- «Найди растение, крупу, назови кашу»

 

Продуктивная деятельность:

- создание книжки «Русское поле»

- аппликация «Что добавить в кашу»

- оформление коллажа «Каша – здоровье наше»

 

Рассматривание:

- наглядное пособие «Откуда пришли злаки»,

- «Сравни две крупы»

- составление алгоритма «Какие продукты нужны для каши»

 

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе»

дидактическая игра «Приготовь кашу»

 

Театрализованная деятельность:

-инсценировка стихотворения «Про Машу и кашу»

 

Физическое развитие:

разучивание физминутки «Каша-малаша, как ты хороша»

   

Взаимодействие с родителями:             

- оформление книги рецептов «Любимая каша нашей семьи!»

- конкурс рисунков «Вот какая каша»

- стенгазета «Русская каша - сила наша»

 

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

 

Знакомить со злаками, из которых получают крупы

 

Знакомить с трудом людей с/х профессий

 

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности

 

Расширять знания о крупах, желание познавать новое

 

Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников

 

Развивать творческую инициативу детей

 

Побуждать к созданию игровой ситуации с использованием подобранных атрибутов

 

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью

 

Развивать коммуникативные навыки

 

Поощрять импровизацию, выразительность

 

IV этап

Развлечение «Русская каша - матушка наша»

 

Обобщить знания детей по данной теме; воспитывать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях

 
 

Результат проекта:

В воспитании положительного отношения детей к здоровому питанию метод проекта эффективен. У детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должны быть не только вкусной, но и полезной. Воспитанники стали творчески перерабатывать информацию, полученную в ходе исследования. Дети узнали, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Вот почему злаковые культуры должны быть в рационе ребенка регулярно.

   

Литература:

1.     Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

2.     Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.

3.     «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.

4.     «Проектная деятельность старших дошкольников», составитель В.Н. Журавлева, Волгоград.

5.     «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г

           
Проект - Вкусная каша - здоровье наше - младшая группа.pdf (скачать) (посмотреть)

Проект "Ладушки, ладушки..."

16.09.2024

Информационная карта проекта

Тема: «Ладушки, ладушки...»

Цель проекта.

создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи).

Цель, поставленная перед детьми: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

- Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми

- Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,

- Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослому, формируя доверие и привязанность к воспитателю

- Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт,

- Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

Участники проекта: дети раннего возраста, родители, воспитатели

Тип проекта: групповой

Актуальность

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить внимание на потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи:

потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря:

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Проблема

У детей 2-3 лет недостаточно сформированы речевые навыки. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка.

   

Возможные риски проекта и способы их коррекции:

Непонимание родителей важности данной проблемы.

-Индивидуальная беседа о важности общего дела

-Консультация «Делаем вместе с детьми»

Риск потери темпа проекта

Для устранения риска, в проект включены инновационные формы работы с детьми, они представлены в игровой форме. Это стимулирует активность детей

Риск незавершенности

Четко продумываются шаги по достижению цели; тематика из близкого окружения и адекватна возрасту; совместное со взрослым поэтапное достижение цели

 

Интеграция образовательных областей

 

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов.

- перспективный план.

- конспекты игр - занятий.

- дидактические разработки, учебное пособие.

- картотека игр - потешек на все случаи жизни.

Результат деятельности детей.

Заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощены.

Обеспечение проекта

Материально - техническое

Книжки – игрушки с иллюстрациями к потешкам, иллюстрации картинок к потешкам, СД – диски музыкальные с играми – потешками для детей раннего возраста, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки – игры для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленькие гении», дидактические игры «Моя семья», дидактические игрушки, словесные игры «Кто в домике живет».

Учебно – методическое

Подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни; подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста; подборка логоритмических упражнений; анкета для родителей; практическая помощь родителей в создании развивающей среды (альбом потешек, книжка – малышка).

Продукт деятельности: фотоотчет, презентация проекта

Этапы работы над проектом.

1 этап- Погружение в проект.

- Определение темы, цели.

- Определение системы задач.

- Создание методической базы.

- Сбор информации.

2 этап- организация деятельности.

- Создание перспективного плана.

- Накопление ресурсов.

- Координация действий участников проекта.

3 этап- Осуществление деятельности.

- Проведение игровых занятий.

- Работа с родителями (родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).

- Работа с педагогами (консультация).

- Итог, анализ работы.

4 этап- Оформление.

- Оформление педагогом: перспективный план, картотека игр - потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- Оформление родителями: альбом потешек, книжка-  малышка.

5 этап-Презентация.

- Окончание оформления проекта.

- Презентация на уровне МБДОУ- картотека – игр - потешек на все случаи жизни.

                         

 

 

 

Этапы реализации проекта:

Этап проекта

Мероприятия

Цель

 

организационный этап

Изучение  проблемы, определение цели, задач.

Поиск решения задач проекта

 

этап апробации

 

Практическая деятельность по реализации цели проекта, планирование совместной деятельности.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

 

Теоретическая осведомленность родителей по теме проекта

Повышение уровня педагогической компетентности родителей по теме проекта

 

заключительный этап

 

Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ, Оформление родителями: альбом потешек, книжка- малышка.

Апробация опыта среди общественности

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми

по проекту «Ладушки-ладушки»

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

 

1.     Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

2.     Беседы по содержанию потешек.

3.     Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».

4.     Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Где спрятался котёнок?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы» и т.д..

5.     Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Калинка,малинка», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота»,  «Киска, киска, киска брысь.'» и т. д.

6.     Изготовление руками детей оладушек, пряничков, крендельков для героев потешек, фруктов и ягод для кукол, морковки для зайчика, заборчика для домика петушка; рисование пальчиками : «Снег идёт», «Дождик, лей, лей, лей…», «Украсим ёлочку», «Петушок».Хочу такой сайт

7.     Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

 

Тематическое планирование

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Помоги петушку», «Покажи такой же», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «Где спрятался котёнок?», «Кукла Аня идет на прогулку»,

Рисование

«Раскрасим коню хвост», «У меня живет котенок», «Идет снег» (пальчиками), «Петушок», «Цветок для мамы» (ладошкой).

Лепка

«Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка»,  «Угостим Петушка горохом».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для щенка»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Наша Маша маленька», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь!».

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек «Огуречек,огуречек…»Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Сорока-белобока», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о Поведении за столом, транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега.

Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с овощами (огурцом). Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на сан с горки».

Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие

Практические упражнения «Моем ручки», «Ложка за ложкой», «Собираем игрушки».

 Динамические паузы «Жили у бабуси два веселых», «Огуречек, огуречек…»

Подвижные игры: «Ладушки - ладушки», «Заинька, выйди в сад», «Зайка беленький сидит…», «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне.»

Музыка

Попевки: «Петушок, петушок, подари мне гребешок…»,

«Дин-дон, дин-дон, что за странный перезвон…», «Кошкин дом».

 Песни: «Серенькая кошечка», «»Антошка», «Улыбка», «В траве сидел кузнечек».

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

 

1.     Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками;

2.     Чтение потешек детям дома;

3.     Заучивание потешек вместе с детьми;

4.     Индивидуальные консультации и беседы по проекту;

5.     Выставка работ «книжка-малышка».

Формы подведения итогов реализации проекта: наблюдение за процессом речевой деятельности детей, сравнение результатов в начале учебного года и в середине года. Выставки детских работ, показ творческой деятельности.

Индивидуальные консультации и беседы для родителей дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Умение детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки.
  • Повторяют за воспитателем слова и фразы из потешек.
  • Формирование грамматический строй речи.
  • Развитие монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развитие мелкой моторики рук детей.
  • Воспитание звуковой культуры речи.

 

Организационные моменты

пп

Мероприятия

Задачи

1

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

2

Подбор методической литературы, детской литературы по теме проекта.

Создать методическое обеспечение проекта.

3

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

4

Пополнение РППС группы: демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта.

Обеспечить практическую часть проекта.

5

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком», «Что такое потешки?»

Просвещать родителей по теме проекта.

6

Привлечение родителей к пополнению мини-музея «Книжка- малышка».

Привлечение родителей к совместному созданию с детьми мини-музея.

7

- Рассматривание книг с потешками, попевками

- Рассматривание разных видов мячей в спортивном зале.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, их наблюдательность.

 

8

Прослушивание аудиозаписей потешек, закличек.

Развивать у детей слуховое внимание, их познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

9

Беседы: «Потешки,заклички.», «Поведение за столом», «Характеристика и свойства снега и воды», «Какой бывает транспорт»

Расширять словарный запас детейразвивать связную речь. Формировать  грамматический строй речи.

10

Дыхательная гимнастика «Дудочка», « Как мыши пищат», «Надуем пузырь», «Ёжик», «Птичка».

Выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

11

 Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Наша Маша маленька», «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска брысь!».,

 

Воспитывать умение слушать новые потешки, заклички. следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

12

Экспериментирование  «Почему снег тает?»

         

«Цветная вода»

Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окр.мира. Развивать тактильное восприятие.

Познакомить со свойствами воды, изменение цвета.

13

Дидактические игры : «Помоги петушку», «Покажи такой же», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «Где спрятался котёнок?», «Кукла Аня идет на прогулку»,

 Продолжать приобщать  детей играть в различные дидактические игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

14

Физическое развитие Практические упражнения «Моем ручки», «Ложка за ложкой», «Собираем игрушки».

 Динамические паузы «Жили у бабуси два веселых», «Огуречек, огуречек…»

Подвижные игры: «Ладушки - ладушки», «Заинька, выйди в сад», «Зайка беленький сидит…», «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне.»

Развитие мелкой моторики рук, развитие слухового внимания и т.д

 

 

Продолжать учить детей двигаться по кругу,выполняя движения в соответствии с текстом.

15

ОД Занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Раскрасим коню хвост», «У меня живет котенок», «Идет снег» (пальчиками), «Петушок», «Цветок для мамы»(ладошкой).

Закреплять знания о цвете, в рисовании предметов. Формировать правильную позу при рисовании.

16

ОД Занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка:  «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка»,  «Угостим Петушка горохом».

Формировать умения разминать пластилин. Координировать движения обеих рук. Развивать мелкую моторику.

17

Театрализованная деятельность Драматизация потешек «Огуречек,огуречек…»Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Сорока-белобока», «Водичка, умой мое личико».

Создание хорошего настроения, проявление двигательной активности. Формировать умение поддерживать речевое общение, воспитывать желание выразительно двигаться.

                                                                                                                                                   

Приложение

 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект « Ладушки, ладушки».

 

Для решения поставленных задач, прочитали большое количество литературы ( приложение №1).

Всю работу решили проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» (приложение №2)  на основе программы под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В книжном уголке разместили книжки - игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных - курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр - «Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа ( иллюстрации к потешкам) - « Наша Маша маленька...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбирали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание ( приложение №3).

В адаптационный период, использовали такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, для этого мы ещё используем музыкальные игры - потешки ( приложение №4), на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений. Мы это применяем в своей практике, так как считаем, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие

( приложение №4).

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только  снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать ложку, чашку, умываться и т. д.

Предлагаем пальчиковую гимнастику « Снеговик».

Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос- морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

В своей работе мы используем малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят поспят – всем миру спать велят!

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки,

На деточку порастушечку.

Малые формы фольклора мы также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены (приложение №5). Обучая детей одеваться после сна, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай...». Во время игр с куклами мы с детьми с удовольствием вспоминают содержание других потешек:

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел!

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки « Кисонька - мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа. Вариантность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, песенки, прибаутки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем « живые картинки». Подобные « живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание той или иной потешки.

Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

В своей работе мы используем музыкальные аудиодиски, где представлены песенки- игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие ( приложение № ). Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах. Вот игры- приветствия: « Начнём урок», « Все на ножки становитесь», « Ну-ка все встали в круг», « Хлоп», « Носик, где ты?» и т. д. Игры – прощания: « Всем домой пора», « Прошёл урок» и т. д.

На занятиях со строительным материалом дети строили домики - теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», « как он просится жить в домик?», « что он стал делать там?».Старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки

Для более успешной работы разработали цикл занятий-игр с использованием русского фольклора и худ. слова такие как: « Петушок, петушок золотой гребешок»; «Путешествие на автобусе»; « Как у нашего кота...» (Приложение ).

При реализации следующего,3этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

- Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме.

- Для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок: « Учимся умываться» с использованием фольклора; изготовили папки- передвижки и памятки « Играем пальчиками и развиваем речь»; « Вы –первый учитель»; « Как общаться с детьми» и др.

- Провели род. собрание, тему собрания выбрали сами родители: «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста», где родителям давались рекомендации, как формировать культурно- гигиенические навыки через использование игровых приемов и художественного слова.

-Родители оформили альбом- потешек « Наша Маша маленькая...».

-Для педагогов подготовили и провели « Мастер- класс» по теме: «Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова».

- На метод объединение для педагогов по раннему возрасту подготовили и прочитали доклад « Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста».

 

На следующем 4 этапе оформили продукты проектной деятельности:

- педагоги: перспективный план, картотека игр- потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям.

- родители: альбом- потешек, книжка- малышка.

Дети с удовольствием рассматривают красочный альбом, сделанный родителями и книжку- малышку, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно- поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. .Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка, что важно для развития коммуникативных навыков.

На заключительном 5 этапе была проведена презентация картотеки игр- потешек на все случаи жизни на уровне МДОБУ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБУЧАЛОЧКИ.

« Топ- топ, хлоп- хлоп».

И я по ней хлоп! Начнем урок.

Начнем урок, начнем урок, мы все уже пришли – хлопки в ладоши.

Поднимем вверх игрушечки, какие принесли – поднимаем игрушки над голо-

вой.

А Рома где? А Рома здесь – на слово «здесь», показываем открытой ладонью на ре-

бенка ,чье имя произносится .

Ему привет споем – качаем раскрытой ладонью (приветственный жест).

Похлопаем ему сейчас,- ритмичные хлопки.

Рукой ему махнем.- жест «до свидания».

А Вера где? А Вера здесь.

Мы ей привет споем,

Мы Вере хлопаем сейчас

И ручкой ей махнем. И так далее, вставляя имена детей или игрушки.

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».