«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

23.01.2023

Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческих способностей каждого ребёнка, воображения, в процессе создания картинки каждый проявляет свои индивидуальные способности.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для улучшения процесса обучения.

Развитие мелкой моторики отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, концентрацию и воображение, координацию в пространстве.   Если у детей плохо развита моторика, то они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся мелкие игрушки, трудно сложить пазлы, они с трудом застёгивают пуговицы. Дети отказываются от лепки и аппликации, так как на занятиях не успевают за ребятами.

Актуальность на сегодняшний момент заключается в том, что необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, с использованием именно нетрадиционных техник рисования, которая способствует развитию речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. На моих занятиях дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, многообразием материалов, их особенностями, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, формирования опыта.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет большую роль. Прежде чем проводить какую-либо работу, я подготовила все необходимые материалы: краски, бумагу, ватные палочки, нитки, кусочки паролона и другое. Также изучила много литературы по данной теме, составив картотеку материалов для работы, сделала образцы для показа детям.

Далее целью моей работы стало: научить детей рисовать необычные картинки, используя нетрадиционные техники. Также были поставлены ряд задач:

- Развивать и укреплять мелкую моторику рук в процесс рисования;

- Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

- Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.

- Способствовать развитию координации движения кистей рук во время рисования; 

- Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Работа проходила как на занятиях по изодеятельности, так и в свободное время. Очень часто результаты нашей работы с детьми можно было увидеть на выставках и конкурсах, организованных в детском саду. Проводились и семейные вечера, где родители пробовали рисовать вместе с детьми, создавая совместные поделки и картинки.

        

Теоретическая база опыта

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г. – 264 с.
  2. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001 г. – 128 с.
  3. Григорьева Г. Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 216 с.
  4. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г. 
  5. Жукова О. Г., Дьяченко И. И.  Волшебные ладошки. Волшебные краски. М., 2016. – 152 с.
  6. Казакова Р. Г.  Занятия по  рисованию с дошкольниками:  Нетрадиционные техникипланирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010 г.
  9. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Казаковой Р. Г., Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005г.
  11. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки, - Ярославль, изд-во «Академия развития -Академия холдинг», 2004 г.
  12.  Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Работа с воспитателями.

- я провела для воспитателей мини-лекцию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

был организован круглый стол обмен опытом по теме «Развитие мелкой моторики рук, для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать».

Работа с родителями.

В начале учебного года в младших группах было проведено:

- родительское собрание по теме «Нетрадиционные техники рисования  и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

- анкетирование на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования».

- подготовлены консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».Хочу такой сайт

- родители группы привлекались к участию в конкурсе поделок из природного  материала.

- проведены семейные вечера с привлечением родителей в рисовании нетрадиционными материалами, они изготавливали самодельные  сказки на разные темы.

Работа с детьми. Основным видом деятельности с детьми была игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Я использовала следующие приёмы и методы:

  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Дети с удовольствием  и интересом включались в новые увлекательные задания, игры, становились маленькими исследователями, как во время занятий, так и в повседневной игре в группе, на прогулке на улице.

Широко использовались мной на занятиях пальчиковые гимнастики, игры c крупами, пуговицами, камешками. Использовались игры:

«Геометрические вкладыши»;

«Пирамидка»;

«Матрешка»;

«Разрезные картинки»;

«Чудесные мешочки» (с крупами)»;

«Подбери по цвету»;

«Подбери по форме»;

«Узнай что в мешочке?».

Темы были самые разнообразные, в зависимости от времени года, темы месяца или какой то памятной даты: «Дождик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Снег», «Галстук для папы», «Цветы для мамы» и другие.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. У детей сформировались представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве; они легко могли обследовать предметы, группировать и дифференцировать по определённому признаку.

У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными способами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции и развивать творческие способности. Считаю наиболее приемлемым использование в работе воспитателей, педагогов и родителей нетрадиционных техник рисования, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Анализ результативности

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Если в начале моей работы не все дошкольники легко справлялись с предложенными заданиями, использовали предметы не по назначению,  то после обучения способам рисования они создавали маленькие «шедевры». На занятиях дети работали активно. Им очень понравилось, что они рисовали не только кисточками, а так же ладошкой, пальчиками и т.д. По моим наблюдениям у детей улучшилась речевая активность, эмоциональность, повысилась самооценка.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности, фантазию и воображение. Об этом говорит диагностика усвоения материала, проведённая в начале и в конце года.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.04.2024

Дата обновления: 24.04.2024

Дата публикации: 23.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».