25.07.2022
Подготовка к письму — один из самых сложных
способов подготовить ребенка к системному обучению. С одной стороны, это
связано с психофизиологическими наблюдениями за 5-6 летними и другими детьми - самой
индустрией.
Сам процесс письма чрезвычайно сложен и требует
постоянного контроля.
При этом формируются специальные навыки: правильное обращение с письменными
принадлежностями, координация движений рук при письме, соблюдение правил
чистоты письма, графические навыки: правильное написание буквы, соблюдение
одного размера слов с буквами и их положение по линии работы при письме и
многое другое.
Орфографические навыки: обозначение звуков буквами, соблюдение правил
правильного написания.
Процесс требует не только физической,
интеллектуальной, но и эмоциональной работоспособности со стороны ребенка.
Всевозможные перегрузки и связанный с ними перегрузки самым отрицательным
образом сказываются на овладении письменными навыками и, тем более, на развитие
детского организма.
При осознании негативных последствий обучения
письму, которые у нас сложились, ребенок проявлял поступательную активность,
без перегрузок и с учетом индивидуальных особенностей. Предлагаемые упражнения
используются в домашних условиях под присмотром взрослых.
Для укрепления и развития рук рекомендованы к
использованию следующие из возможных приложений:
1. застёгивание и расстёгивание пуговиц;
2. завязывание узлов;
3. плетение из ниток;
4. завязывание и развязывание ленточек;
5. пересыпание мелких круп;
6. двигать маленькие игрушки и работать с
мелкими деталями конструктора.
Можно предложить гимнастику для рук:
- Постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала
левой руки, затем правой;
- Соедините ладони, растопырьте и сведите пальцы
вместе;
- Положите руки на стол с разведенными пальцами
и попеременно постукивайте пальцами одной руки, затем другой и обеими руками
одновременно.
- Ладони вместе, пальцы переплетены, уверенные
силовые движения в право и лево;
- Соедините руки ладонями и разведите их в
стороны перед собой, не размыкая запястий, разведите руки в стороны.
- Выпрямить правую руку и поочередно приложить
безымянный палец к мизинцу, средний палец к указательному и т. д.;
- Выпрямить руки к груди, пальцы правой руки
сжать в кулак, развести передние пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы
левой руки;
- Плотнее положите правую руку на стол и
постепенно средний, затем указательный палец, потом большой, при этом остальные
должны подняться;
- сжать пальцы в кулак и крутить кисть в разные
стороны;
- Максимально раскройте пальцы и опустите руку,
соединив их.
Чтобы подготовить руки к письму, можно
предложить детям раскрасить (заштриховать) рисунки.
Рисунки-раскраски включают четыре вида штриховки, способствующие
прогрессивному развитию и укреплению мышц кисти и работе над координацией
движений: раскрашивание короткими и частыми штрихами; раскрашивание мелкими
штрихами с возвратом; центральная штриховка (круговая штриховка из центра);
Штриховка параллельными линиями. Ребенок, выполняя штриховочную работу, не
обращая внимания на утомление, в отличие от работы, связанной с написанием
букв, делает ее свободно, хотя и вручную выполняя те же операции, что и при
письме.
Рисование линий
Прямые дорожки
- Ребенок должен провести линию посередине прямой
дорожки, не отклоняясь от нее и не отрывая ручки от бумаги.
Фигурные дорожки
- Ребенку предлагается нарисовать фигурную
дорожку, соединяющую заштрихованные линии. При прохождении ребенок должен
стараться как можно точнее следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен
отрываться от бумаги и лист не должен переворачиваться во время выполнения
задания.
Ребенка просят провести линию посередине
извилистой дороги. При выполнении задания необходимо обратить особое внимание,
чтобы не задеть стенки (особенно в лабиринтах), линия должна проходить
посередине дорожки. Карандаш не отрывается от бумаги и лист бумаги не
переворачивается.
По точкам
Ребенку предлагается соединить точки, чтобы
завершить рисунок.
Штриховка с разным направлением движения руки
- У ребенка в зависимости от пристрастия
встречаются сочетания различных видов штриховки: вертикальная (сверху вниз),
горизонтальная (сзади слева), косая, «шарики» (круговые движения руки),
полукруги. Линии активной формы должны быть выполнены движением руки. Штриховка
должна быть реализована в первую очередь, поскольку ребенок осваивает
необходимые навыки для уменьшения размера штриховки. При этом следует
позаботиться о снижении частоты движений рук.
Копирование узоров
- Детям рекомендуется внимательно анализировать
и копировать схемы красивых «ковров» (на столе перед каждым человеком
выкладывается индивидуальная выкройка) и копировать как можно точнее. После
завершения можно провести совместный анализ и выбрать наиболее точные копии,
максимально приближенные к оригиналу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2022
Дата обновления: 17.08.2022
Дата публикации: 25.07.2022