10.03.2022
Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А. С. Макаренко
С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.
Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.
Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.
В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий
Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль — партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.
Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:
· Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
· Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
· Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.
Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли.
Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет
В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:
· Бытовые — игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
· Профессиональные — игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
· Общественные — игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
· Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
· Фантазийные — игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.
Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:
· профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
· военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
· путешествия и открытия (космические);
· игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).
Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.
Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.
В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).
Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе
Тематика сюжетно-ролевых игр — это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога — из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:
· «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
· «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
· «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
· «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
· «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая — в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
· «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
· «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
· «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель — ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) — приходит другой учитель и даёт новые задания .
· «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения — сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
· «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение — в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание — пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант — каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.03.2022
Дата обновления: 10.03.2022
Дата публикации: 10.03.2022