13.12.2021
Часто, по
разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы
стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку
помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,
воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся
выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать
их в этом.
Современная
начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к
школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования,
выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько
качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом
зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника,
исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует
развитию его личности в целом.
Как отмечал
Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это
плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности
продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект
развития.
Cегодня ребёнок не
мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных
целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами
действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и
осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при
обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении
поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит
себе цели и может их добиваться.
Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых
актуальных.
Волевые качества
личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию
должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе
сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые
черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах,
настойчивость, выдержка .
Самостоятельность
обеспечивает:
Формирование
самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Отличительной особенностью
самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива
ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки
требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют
направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им
или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Ребёнка, который ещё
слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях;
неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если
постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в
такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося
положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать
лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в
подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только
трудиться, но и быть хорошим организатором .
Чтобы дети старшего
дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение
своим силам, следует на первых порах давать им конкретные задания,
поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль
со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех
пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем
руководство ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им
прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и
как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность .
Необходимо учить
дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только
при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое
поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать.
Взрослый постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит
порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы
злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к
взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей,
художественную литературу.
Дети старшего дошкольного
возраста могут выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои
игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки
(целлулоидные, резиновые).
2.
Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для
кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для
хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол,
убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником
пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в
приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для
винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную
помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по
размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести
вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в
небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о
младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку,
прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и
помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям .
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.12.2021
Дата обновления: 13.12.2021
Дата публикации: 13.12.2021