Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Программно-целевые основания Учебный план разработан с учётом: Основной программы ДО МБДОУ – детского сада № 71; возрастных и индивидуальных особенностей детей; отобранных участниками образовательных отношений методических рекомендаций, парциальных программ по направлениям развития детей1. Программа обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Реализация содержания данной программы и методических рекомендаций способствуют полноценному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики)2 Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебнометодическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, 1 Учебно-методический комплект, на основе которого разработано содержание части, формируемой участниками образовательных отношений представлено в п.4.3 раздела 4 ОП ДО. 2 СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28). предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ на учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный год (образовательный период) начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику детского сада, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с Программой в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию пяти образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной деятельности. Социально-коммуникативное развитие социализация, нравственное воспитание, развитие общения; ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание; формирование основ безопасности жизнедеятельности; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; развитие игровой деятельности детей. Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений; развитие сенсорной культуры; ознакомление с окружающим миром (развитие познавательноисследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, приобщение к социокультурным ценностям). Речевое развитие развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь); подготовка к обучению грамоте; развивающая речевая среда. Художественно-эстетическое развитие музыкально-художественная деятельность; приобщение к музыкальному, художественному, искусству; ознакомление с художественной литературой изобразительная деятельность (рисование, конструирование, ручной труд). словесному лепка, аппликация, Физическое развитие физическая культура; участие в проекте «Волшебство воды» по обучению плаванию; участие в проекте «Знакомство с футболом»; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» отражено в расписании занятий. Занятия - «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого, в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей. Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.1.3648-20, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности Возраст Продолжительность от 1,5 до 3 лет не более 10 минут от 3 до 4 лет не более 15 минут от 4 до 5 лет не более 20 минут от 5 до 6 лет не более 25 минут от 6 до 7 лет не более 30 минут В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между занятиями – не менее 5-10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Годовой учебный план образовательной деятельности детей по реализации основной образовательной программы ДО в группах общеразвивающей направленности Образовательная область Занятие В непосредственной образовательной деятельности ООМ РЭМП Познавательное развитие Сенсорное развитие Развитие речи и подготовка к Речевое развитие обучению грамоте Музыка Рисование ХудожественноЛепка эстетическое развитие Аппликация Восприятие Худ Лит и Фольк. Физическая культура Физическое развитие Прогулка с Повыш. Двиг. Актив. Ранний дошкольный Младший возраст дошкольный возраст В обязательной части Программы Н 1 Г 26 1 26 1 Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Подготовительный к школе возраст Н 1 1 Г 35 35 Н 1 1 Г 35 35 Н 1 2 Г 35 70 Н 1 2 Г 35 70 26 1 35 1 35 2 70 2 70 2 1 0,5 0,5 52 26 13 13 2 52 2 1 0,5 0,5 1 2 1 70 35 17,5 17,5 35 70 35 2 1 0,5 0,5 1 2 1 70 35 17,5 17,5 35 70 35 2 1 0,5 0,5 1 3 70 35 17,5 17,5 35 105 2 1 0,5 0,5 1 3 70 35 17,5 17,5 35 105 В совместной деятельности взрослого и ребенка Игровая деятельность Хозяйственно-бытовой труд В течение дня каждый день недели СоциальноТруд в природе коммуникативное развитие Приобщение к разным видам социальной культуры Количество занятий в неделю 9 10 11 13 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 90 165 220 325 неделю (мин) Количество занятий в год 234 350 385 455 В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений Социально-коммуникативное развитие через реализацию В совместной деятельности взрослого с детьми каждый день программы «Люблю Урал мой край Родной» 13 390 455