Актуальность темы «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Программа предназначена для детей 4-7 лет (средний и старший дошкольный возраст) Содержание 1. Пояснительная записка 2. Возрастные особенности 3. Перспективно-тематическое планирование 4. Методическое обеспечение программы 5. Список литературы Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский. Программа «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. Для успешного усвоения программы, занятия проводятся по подгруппам по 10-15 человек в группе. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут. Цель программы: Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Задачи: 1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей. 2. Формировать речевую деятельность. 3. Развивать творческие способности ребенка. 4. Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам. 5. Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити), инструментами (ножницы, иголка). Предполагаемый результат: 1. Дети освоят правила безопасности во время работы. 2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции. 3. Освоят разные техники аппликации, лепки. 4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности. Структура занятия: Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия – продуктивная деятельность. Структура ООД № п\п 1. Название темы, раздела Вводная Мотивация детей на продуктивную деятельность, введение в тему. Основная Объяснение материала и показ способа действия. самостоятельная работа Заключительная Предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) Итого: Количество часов Всего 2-3 мин. Теория 15 - 20 мин 2 – 3 мин 30 мин. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в конкурсах ДОУ, города, области. Формы обучения: • Специально организованные занятия; Практика . • Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи. Формы работы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль. Содержание образовательной деятельности: • Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров; • Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр; • Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов; • Работа с глиной и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров; • Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок. Практическая ценность программы заключается в следующем: • Представлена работа с разнообразными материалами. • Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста. • Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации. Используемый материал: акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды; клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань. Для успешной реализации данной Программы необходимо: Технические средства обучения 1. Музыкальный центр; 2. Телевизор Учебнонаглядные пособия 1. Шаблоны 2. Иллюстрации 3. Игрушки 4. Дидактические игры 5. Пластилин, 6. Цветная бумага, картон, гофрированная бумага 7. Клей 8. Шерстеные нитки 9. Пуговицы 10.Ленточки 11.Бусинки 12.Одноразовая посуда 13.Макаронные изделия 14.Бросовый и природный материал Связь с другими образовательными областями. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие Задачи по образовательным областям Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в образовательной деятельности по художественному труду. Включать современные образовательные технологии в образовательную деятельность. Познавательное развитие Развивать познавательно- интеллектуальные способности к самостоятельному творческому самовыражению. Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Развивать коммуникативные навыки общения взрослого с детьми. Прививать любовь детей к ручному труду, как к художественной деятельности для самовыражения; Развитие у детей творческие способности; Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Дети старшего дошкольного возраста владеют умениями анализировать условия, в которых протекает их продуктивная деятельность. Способны выделять основные части предполагаемой работы. Конструктивная деятельность из разнообразного материала может осуществляться на основе схем, по замыслу и по условиям. Дети могу конструировать из бумаги, из природного и бросового материалов. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образцу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Дети способны создавать необходимые для игры предметы. В процессе конструирования из бумаги, природного и бросового материалов они овладевают обобщенными способами создания предметов. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения. Работа с природным материалом ― листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает детям возможность знакомиться с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Ребенок, придумывая тему своей работы, творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать. Дети начинают осваивать умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети намечают пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. У детей, работая коллективно, формируется умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности. Перспективно-тематическое планирование. Тема Продолж Образовательные задачи Материал и оборудование ительнос ть Сентябрь. 1. Вводное занятие 2. «Совушка – сова» 3. «Осенний натюрморт» 4. «Грибочки, грибочки растут во лесочке» 30 мин Беседа, ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению детей во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. 30 мин Учить детей из природного материала (шишки) делать поделку. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственную ориентировку, фантазию, изобретательность. Воспитывать трудолюбие и усидчивость. 30 мин Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о фруктах и овощах и ягодах. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. 30 мин Учить детей работать в нетрадиционной технике рисования – пластилинография. Развивать ловкость пальцев. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели. Воспитываем самостоятельность, усидчивость. любовь к родному краю. Шишки. Пластилин. Фоамиран. Шаблон вазочки. Пластилин Пластилин. Одноразовая тарелочка. Октябрь. 1. «Ёж – 30 мин Учить применять в аппликации природный материал Листья. Клей карандаш. ежович» 2. «Осеннее дерево» 3. «Цветы ленточки» 4. «Гусенница» листья. Развивать творческий потенциал, воображение. Поощрять проявления творчества у детей. 30 мин Закрепление и обобщение знаний и умений по лепке, полученных ранее. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик. из 30 мин Учить приемам работы с ленточками. Учить использовать декоративные элементы для украшения и создания неповторимого образа; Закреплять умения аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; Развивать образное мышление, моторику рук Развивать цветовосприятие, умение подбирать гармонично цвета и сочетать их в поделке; воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству; формировать навыки самостоятельности, воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. 30 мин Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала. Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа. Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в Шаблон ёжика. Фломастеры. Картон. Пластилин. Картон. Клей карандаш. Ленточки цветные. Ножницы. Картон, Ячейки из-под яиц, ленточка, ножницы, пластилин, гуашь. заданном темпе. Ноябрь. Половинка альбомного листа с нарисованной или наклеенной веткой рябины, красные салфетки, клей, розетка для клея, кисть для клея, тряпочка, клеенка – подкладка. 1.«Веточка рябины» (объемная аппликация) 30 мин Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе, умение видеть её красоту и отображать это в своей работе. 2. «Дикие животные» 30 мин Скорлупа грецкого ореха, Учить детей составлять образ дикого животного из Фоамиран природного материала (скорлупа грецкого ореха). Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги». 3. «Ежик» 30 мин Учить детей делать поделки из ниток придавая фигуркам Шаблон ежика. Нитки выразительность в соответствии с задуманной коричневые. Ножницы. композицией. Развивать мелкую моторику руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальную и творческую активность. 4.«Тили-тили, тесто …». 30 мин Ознакомление с тестом как художественным материалом, Пласт соленого теста. экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. Декабрь. 1. «Петушки из конуса» 30 мин Учить делать игрушку петушка на основе конуса. Развивать умение выделять основные этапы создания Цветная бумага. Клей Карандаш. Ножницы. поделок и самостоятельного планирования их изготовления; - совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство товарищества . 2.«Снеговик» (аппликация из ватных дисков) 30 мин Создание образа снеговика в сотворчестве с Кисти, ватные диски, воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных цветная бумага, картон. дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. 3.«Вот какая 30 мин ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина) 4. «Праздничная ёлочка» 30 мин клей, Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: Лист картона, пластилин зеленого раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и и коричневого цвета. прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. Учить приемам работы с ленточками. Учить использовать декоративные элементы для украшения и создания неповторимого образа; Закреплять умения аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; Развивать образное мышление, моторику рук Развивать цветовосприятие; формировать навыки самостоятельности, воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Картон. Клей карандаш Ленточки цветные. Ножницы. Январь. 1.«Снежинка» 30 мин Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, Крупа, макаронные изделия, творческого мышления, интереса к самостоятельной клей, пластилин, картон. деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость. 2. «Северное сияние» (рисование солью) 30 мин Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма. Цветная соль, баночки для создания композиции. 3. «Веселая овечка» (объемная аппликация) 30 мин Уточнить и обобщить знания детей по теме домашние животные; Учить детей создавать выразительный образ барашка работая в новой технике выполнения объемной аппликации. Картон с нарисованной овечкой, вата, клей, кисти. Февраль. 1.«Зима» 30 мин Уточнить и обобщить знания детей о зиме; совершенствовать умение использовать в работе ватные палочки, кусочки ваты. Развивать восприятие обьёмных форм. Воспитывать аккуратность в работе. Ватные палочки, кусочки ваты, клей, картон, образец. 2."Снегири на ветках". 30 мин Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Картон, Пластилин. 3. «Самолёт» 30 мин Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета. Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей. Бутылка пластиковая. Бумага цветная. Ножницы Клей карандаш. Пластиковая бутылка. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности. 4.«Рамка для картинки» 30 мин Закреплять умение работать с картоном; для оформления рамки использовать различную крупу (гречку, рис, пшено и др.); продолжать знакомить со способами соединения деталей. Картон, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея. Март. 1.«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (Торцевание) 30 мин 2. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования) 30 мин Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. 3.«Платье Золушки» для 30 мин Развитие мелкой моторики пальцев, творческого Картон, салфетки, желтая, мышления, интереса к самостоятельной деятельности, красная, голубая, белая, клей фантазии и воображения. ПВА. Сформировать у детей желание красиво одеваться, хорошо и опрятно выглядеть; Объяснить, что не любая ткань подходит для шитья красивой одежды; Показать, как получается платье, что нужно, чтобы его Цветной картон, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой. Шаблоны. Ножницы. Разноцветные ленточки. Клей карандаш. сшить; Сформировать понятие, для чего нужны те или иные детали платья; Развиваем вкус к красивой одежде. 4. “Веселый человечек” 30 мин Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой и смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (ватный диск, фломастеры). Картон, Цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей. Апрель. 1. «Подснежники» 2. «Пора в космос» (объемная аппликация) 30 мин Развитие у детей художественно-творческих способностей. Воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию. Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию; Совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения. 30 мин Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветной картон зелёного цвета. Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея. 3. «Аквариум» (пластилинограф ия с элементами аппликации). 30 мин Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей. 4.«Корзиночка для карандашей» 30 мин Картон. Скотч двухсторонний Стаканчик одноразовый. Ножницы. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться. Развивать целеустремлённость в работе. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. Май 1. «Тюльпаны на день победы» (Бросовый материал) 30 мин 2. «Ежики на полянке из семечек» (Природный материал) 30 мин 3. «Носит одуванчик жёлтый Картон. Ложки одноразовые Учить делать цветок из бросового материала Пластилин. (одноразовые ложечки), скреплять лепестки пластилином. Продолжать работать над композиционным построением изображения. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. Развивать умения работать коллективно. Развивать интерес к изготовлению поделки из природного материала. Мыслительную и творческую фантазию детей. Учить детей логически мыслить. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание любоваться ежиками, воспитывать любовь к природе. 30 мин Продолжать учить детей делать поделку из ниток. Закреплять навык работы с шаблоном и нитками. Развивать творческие способности, воображение, мелкую Пластилин. Семечки. Лист бумаги с изображением одуванчика, цветные нитки жёлтого и зелёного цвета, клей, сарафанчик» (нитки). 4. «Веселые клоуны из воздушного шара» 30 мин моторику. Приобщать детей к труду. кисти для клея. Учить делать веселого клоуна из воздушного шарика. Соотносить правильно расположение частей. Закрепить правильно, работать ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать дружно, самостоятельно и аккуратно. Воздушные шары. Цветная бумага. Ножницы. Методическое обеспечение Пальчиковые гимнастики: «Мы делили апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура. Он сердит на нас - беда!!! Разбегайтесь кто - куда. «Утречко» Утро настало, солнышко встало (руки поднять вверх с опорой на локти) - Эй, братец Федя, разбуди соседей - Вставай, Большак. (разогнуть большие пальцы) - Вставай, Указка, - Вставай, Серёдка, - Вставай, Сиротка, - И Крошка-Митрошка. (разогнуть все пальцы по очереди) - Привет ладошка. Все потянулись (руки поднять вверх, пальцы выпрямить) И проснулись (быстро пошевелить пальцами) «Черепаха» Черепаха вдруг ползётДомик на спине везёт. Ты быстрей, быстрей ползи! Домик весело вези! Широко расставить пальцы правой руки, опираясь всеми, кроме среднего, на стол, - это «ноги» черепахи и её головы. Ладошкой левой руки обхватить поверх правую руку - получится панцирь. Показать, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками. «Два пингвина» Два пингвина пошли гулять .(руки сжать в кулачки ,большие пальцы вытянуты и синхронно передвигаться по столу.) Вторые догонять.(указательные пальцы начинают скакать) Третьи пингвины –бегом.(поскакать средними) Четвертые пешком.(по столу не спеша передвигать безымянные пальца) Пятые поскакали.(кулачки раскрыть полностью, начинают скакать мизинцем) И конце пути упали .(расслабленные ладони падают на стол) «Ладошки» Вот у нас игра какая Хлоп ладошка, хлоп другая Правой левую ладошку Мы похлопаем немножко А потом ладошкой левой Ты хлопки по правой делай. А потом, потом, потом Даже щечки мы побьем. Вверх ладошки- хлоп, хлоп, хлоп. По коленкам -шлеп, шлеп шлеп. По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлепай. Можем хлопнуть за спиной Хлопаем перед собой! Справа можем, слева можем! И крест-накрест руки сложим! И погладим мы себя Вот какая красота! «Шарик красный» Воздух мягко набираем (ладошки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу.Вдох) Шарик красный надуваем (расправить пальчики, соединить подушечки пальцев правой и левой руки так, чтобы получился «шарик».Выдох) Шарик тужился, пыхтел (вдох) Лопнул он и засвистел. (руки сжаты в кулачок, выдох) «Кукла» Кукла первая толста, (Дети крутят большой палец в кулаке.) А внутри она пуста, (Кисти рук смыкаются в «замок») Разнимается она (Кисти разводятся в стороны) На две половинки. Половинку отвинти, (Ставится кулачок над кулачком и крутятся) И на кукол посмотри. (Энергично сжимаются и разжимаются пальцы) Пальчиковая игра В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому (Поочередно соединять все пальцы до мизинца с большим). Указательный и средний, Безымянный и последний (Мизинец стучит по большому пальцу). Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, (Пальцы собрать в щепотку), Друг без друга им нельзя. «Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. — Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! «Мои пальчики». 4 хлопка руками. 4 наклона головы. Частые потряхивания руками. 2 поворота головы на каждую строку. Размахивание руками. Вот все пальчики мои, (Поворот кистей рук) Их как хочешь, поверни – И вот так, и вот так – (Хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук) Не обидятся никак! (Руки перед грудью, пальцы в замок.Руки вперёд, ладони вперёд) Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистью, пальцы в замок) Не сидится им опять. («Моторчик», вращающие движения рук) Постучали, (Пальцы друг о друга) Повертели, (Поворот кистей рук) И работать захотели, (Встряхнув, движения кистью) Дали ручкам отдохнуть, (Встряхнули руками) А теперь обратно в путь. (Положить руки на стол) «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький цветок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! (Пальцы правой рукипо очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками). (Энергично сжимаются и разжимаются пальцы). «Дом» Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана). «Вышла курочка гулять» Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (сжимаем, разжимаем руки) А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками по столу, как ножками) Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка (поглаживаем животики) Выпили водицы полное корытце (разводим руки в сторону). «Котик» Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он, зевнул, Замурлыкал и заснул. Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. «Алые цветки» Наши алые цветки - распускают лепестки. ( Сжимаем, разжимаем кулачки) Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками) Наши желтые цветки - закрывают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки) Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук опустить вниз.Круговые движения кистями рук). «Маленькая кошка» По ладошке по дорожке, Ходит маленькая кошка. ( Пальчики идут по столу) В маленькие лапки Спрятала царапки. (Сжимать разжимать кулачки) Если вдруг захочет Коготки поточит. ( Скребем по столу) Цап-царап(сжимать разжимать кулачки) «Солнышко» Светит солнышко в окошко, ( «фонарики») Потанцуем немножко Прыг-скок.. (хлопаем) Светит солнышко в окошко, ("фонарики") Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем) Светит солнышко в окошко, ("фонарики") Потанцуем мы немножко Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем) «Снег» Снег руками собирали Наши пальчики устали Энергично сжимать и разжимать пальцы Мы их будем растирать Мы их будем согревать Энергично потирать ладонь о ладонь Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук. «Ёлочка» На глазах у детворы Елка наряжается. Разноцветные шары На ветвях качаются. Разминка для рук: Как проснется наша киска, суп не станет, есть из миски. А зарядку будет делать. Сжали все мы кулачки, руки вверх подняли, кулачки разжали! Ручки опустили, потрясли немного! По ладошке по дорожке, Ходит маленькая кошка. В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет Коготки поточит. Цап-царап Пальчиковая гимнастика: Светит солнышко в окошко, ( «фонарики») Потанцуем немножко Прыг-скок.. (хлопаем) Светит солнышко в окошко, ("фонарики") Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем) Светит солнышко в окошко, ("фонарики") Потанцуем мы немножко Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем) Список литературы. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. Лыкова И.А «Лесные поделки» изд. Москва 2008г Грибовская А.А «Коллективное творчество дошкольников» изд. Москва 2004г Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М.2008. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 . Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. 9. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003. 10. Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005. 11. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. 12. Художественная аппликация и узоры из бумаги.:БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006. 13. Хананова И.О «Соленое тесто» изд. Москва 2006г 14. Шипилова Елена «Душа на кончиках пальцев» изд. Москва 2010г 15. http:/stranamasterov.ru 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.