02.04.2024
24.04.2024
Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Большинство ребят нашего детского сада требуют той или иной психологической поддержки, т.к находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих не самое лучшее влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.
Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.
Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:
- Эмоциональное самочувствие
- Эмоциональное благополучие
- Внутренний душевный комфорт
Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.
Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.
Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Для того чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу дома каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Катей и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на неё».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.
В настоящее время много детей, испытывающих ущемление потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.
А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности?
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.
- Овладение языком эмоций.
Игра «Повторяй за мной»
Родитель ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Ребенок повторяет его движения.
- Пантомима «Смелый зайка»
Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.
Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».
- «Подушка для битья»
Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.
- Упражнение «Возьми себя в руки»
Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
- Игра «Мешочек криков»
Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться “мешочком криков”. Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый “мешочек криков” вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность “закрыть” все “кричалки” на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в семье оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Все в ваших руках, родители.
Спасибо за внимание.
02.04.2024
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, воспитывая ребёнка в семье и детском саду.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание детских проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
НО современному дошкольнику, к сожалению, часто не хватает общения с мамой и папой! Конечно, группа детского сада — то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Однако, семейное воспитание – наиважнейшая, решающая ступень в формировании личности дошкольника.
Именно поэтому мы, педагоги детского сада, призываем вас, уважаемые родители: для того, чтобы ваш ребенок успешно развивался, не упустите драгоценное время - дошкольное детство - вашего ребенка; находите время ответить на все его «почему?».
Самое важное в исследовательской деятельности – заинтересованность детей: только в этом случае будет успешным познавательное развитие дошкольника.
В следующих номерах вестника мы будем предлагать вам конкретные виды и формы опытно-экспериментальной деятельности, которые можно организовать в домашних условиях.
Успехов вам, уважаемые родители!
19.04.2023
Наши дети растут очень быстро: казалось бы, малыш совсем недавно пришел в ясельную группу детского сада, а уже не за горами и школа.
Не подготовка к школе, а готовность к обучению в школе – одна из важнейших задач, стоящая как перед педагогами дошкольного учреждения, так и перед родителями!
Готовность дошкольника к обучению в школе заключается в трёх относительно самостоятельных аспектах: физическая, специальная и психологическая готовность. К последнему аспекту относится интеллектуальное развитие ребёнка, которое считается высшим способом приспособления человека к внешней предметной и социальной среде. Интеллект – это память, внимание, мышление, которые развиваются через предметно-практическую и образную, а также речевую виды деятельности.
Вы, уважаемые родители, должны понять, что никакая школа развития не принесёт столько пользы, сколько ваше непосредственное участие в развитии интеллекта ребёнка, которое формируется на основе природных задатков. А кому, как не вам, знать природные задатки своего ребенка?
Систематические совместные занятия с дошкольником (познавательные и творческие игры, беседы, наблюдения, эксперименты, экскурсии, чтение, разучивание, рассматривание, просмотр интересных фильмов с последующими беседами, загадки и т.д.) самым благоприятным образом влияют на развитие ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ функций.
Но только помните: некоторые познавательные ситуации, с которыми впервые сталкивается ребёнок, могут быть успешно разрешены им не сразу и не самостоятельно, а только вместе с родителями. В таких случаях используйте воображение детей. Чем богаче воображение ребёнка (которое тоже, кстати, необходимо развивать!), тем лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он осваивает новые формы деятельности и легче обучается новым навыкам. Например, вы предлагаете ребенку «полетать». Но человек не может сам по себе подняться в воздух. А как может? Ребёнок начинает фантазировать, вспоминать, где он видел (или слышал, или испытал ощущение полёта) людей или сказочных героев, которые летали. Это может быть и Винни-Пух на шариках (воздушный шар!), и Карлсон со своим пропеллером (вертолёт!), и сам он, если уже летал на самолёте. Вывод: человек осуществил свою мечту о полёте, создав летательные аппараты.
Успешное решение ребёнком любой задачки, любой проблемы, пусть даже с вашей большой помощью, стимулирует его на дальнейшие «открытия», развивая тем самым любознательность, которая, в свою очередь, помогает дошкольнику развиваться интеллектуально.
Уважаемые родители, не упускайте самого важного периода становления и развития личности человека – пору дошкольного детства!