30.06.2020
Сейчас, в период пандемии, каждый человек испытывает
сильную тревогу. С экранов телевизоров, с мониторов компьютеров, планшетов слышится
тревожная статистика о количестве заболевших, умерших. Взрослым трудно
сохранять спокойствие и «трезвый рассудок» в таких условиях, а что уж говорить
о детях.
Давайте обсудим, как можно помочь нашим
малышам понять, что происходит, уберечь от негатива и помочь сохранить
психологический комфорт.
Наверное, многие согласятся с тем, что
ситуация, в которой мы сейчас находимся, довольно стрессовая. Нарушен привычный
образ жизни: самоизоляция, работа и учеба «дистанционно», запреты на прогулки,
передвижения по городу, обычные встречи с друзьями, масочный режим, постоянная
дезинфекция – это все новые условия жизни к которым и дети, и взрослые должны адаптироваться
(привыкнуть).
Реакции ребенка могут быть разные: от
усиления «скандалов и истерик» со стороны ребенка до различных нарушений
аппетита, сна, усиления неврологических проблем (энурез, тик, заикание и пр.)
или подавленного настроение и «ухода в себя».
Как родители могут помочь ребенку
справиться со стрессом? В первую очередь необходимо заняться своим
«психологическим состоянием» и вывести себя на уровень психологического
комфорта (как в самолете: вначале наденьте кислородную маску на себя). Так как
дети в первую очередь следуют за взрослым и реагируют больше не на события, а
на состояние и реакцию на событие взрослого. Иными словами, если взрослый
тревожен, обеспокоен, не уверен, то ребенок остро будет это чувствовать и
испытывать подобные чувства.
Чем младше ребенок, тем больше он ловит эмоций от
своих родителей. Старшие члены семьи (родители, бабушки, дедушки) для них
являются гарантами безопасности, поэтому если взрослые при детях проявляют тревогу,
дети реагируют капризами. Старайтесь
сохранять спокойствие внутри себя, чтобы не усугубить состояние ребенка, а со
стрессом помогут справиться тактильные контакты и приободрение друг
друга. Сейчас нам всем важна поддержка.
Старайтесь менее активно
обсуждать разного рода негативную информацию, которую мы можем получить от
друзей, родственников, телевизора и так далее. Ее просто нужно принять к
сведению. При ребенке вы, безусловно, можете обсуждать ситуацию в мире или в
семье, с детьми лучше быть максимально честными, но нагнетать панику не стоит.
Следующие простые правила
помогут Вам, как родителю, и вашему ребенку сохранить себя во время пандемии:
1. Восстановите режима дня. (Можете за
основу взять режим дня детского сада)
Здоровье и самочувствие взрослых, а тем более дошкольников,
напрямую связаны с тем, как мы проводим день, в каком режиме живём, как
распределяем время для сна, время прогулок, игр, отдыха, питания, а также какое
время уделяем разным активностям. Планирование дня помогает оставаться в
привычном ритме и снижает риск развития апатии или перевозбуждения. Хорошо будет,
если вы возьмете за основу для своего ребенка режим дня детского сада, так как
он уже полностью «сбалансирован» под возраст вашего малыша.
Ребёнку, как и вам, необходима физическая активность.
Физкультминутка, онлайн-тренировка, танцы, игры с мячом и многое другое.
Занимайтесь вместе или по-отдельности! Движение помогает эмоциональной и
физической разрядке. Так же доказано, что в мозге человека преобладают
двигательные клетки, то есть для хорошей работы мозга необходимо сохранять
двигательную активность. Чем больше и разнообразнее движения, тем активнее
работает мозг.
3. Разумное ограничение телевизора и использования
сети Интернет.
Установите правила и порядок использования ребёнком сети
Интернет (это, кстати, лучше сделать и для взрослого). Совсем ограничить его
уже не получиться. Занятия, общение, тренировки и многое другое сейчас перешли
в Интернет. Но и сидеть весь день перед компьютером или планшетом очень вредно
для здоровья и психики ребёнка. Постарайтесь вместе с детьми определить те
разумные нормы использования сети Интернет, которые отвечают актуальным
потребностям ребёнка.
4. Обязательные домашние дела.
Обязательно определите ребёнку свои небольшие обязанности
по дому. Поощряйте любую инициативу ребёнка в помощи вам по ведению домашнего
хозяйства. Подбирайте домашние дела по интересам ребенка и по возможностям
возраста. В силу возраста, эти обязанности могут меняться даже каждый день, но
они должны быть. Даже в 3 года ребенок в состоянии убрать посуду после еды со
стола в раковину.
5. Позитивные эмоции.
Когда мы находимся долгое время в одном пространстве, могут
нахлынуть не очень приятные эмоции. И это нормально, так бывает! Что можно с
этим сделать?
Отличный способ выплеснуть негатив с помощью творчества:
рисуйте, лепите, создавайте арт-объекты из подручных материалов.
Также можно послушать любимую музыку (желательно через
наушники), почитать хорошие книги, посмотреть позитивный, жизнеутверждающий
фильм.
Обязательно находите время для себя и своих любимых
занятий!