Семинар – практикум для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателей ДОУ»
07.11.2024
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Задачи:
- Совершенствовать качество образовательного процесса в ходе внедрения в практику педагогической деятельности ДОУ инновационных здоровьесберегающих технологий.
- Содействовать становлению культуры здоровья педагогов ДОУ.
Оборудование:
Мультимедиа.
Актуальность здоровьесберегающих технологий.
Проблема здоровья и его сохранения, воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
Здоровье детей –главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально –экономического развития общества. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как ее основной линии, охраны и укрепления здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» рассматривается, как совокупность форм и методов организации образования детей без ущерба для их здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании имеет несколько направлений. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, что позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым – содействие становлению профессиональному здоровью педагогов детского сада и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Вопрос: Я предлагаю вам обсудить своих группах и ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым? Вам необходимо найти причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста. Только, давайте постараемся не затрагивать глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология. Нужно найти те причины, на последствия которых можем повлиять именно мы, как педагоги.
Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, который посещает детский сад, быть здоровым.
Вопрос: Каким образом мы можем на это повлиять?
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОО используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии
Задание № 1 – Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ромашка здоровья»
Уважаемые педагоги, у вас на столах серединка и лепестки от цветка Ромашка, на серединке ромашки написана группа здоровьесберегающих технологий, а на каждом лепестке есть название – вид технологий. Вам нужно выбрать лепестки с названием той технологии, которая относится к вашей группе, т. е. необходимо распределить технологии по группам.
Проверим. 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, физминутки, утренняя гимнастика, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения, закаливающие мероприятия
- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, занятия (беседы) из серии «Здоровье», самомассаж, дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения
- Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, смехотерапия.
Задание № 2 – Игра «Скажи иначе»
В игре «Скажи иначе» нужно объяснить другими словами отгадываемое слово. Каждый игрок команды берет по одной карточке, на которой написано слово, которое так или иначе связано с нашей сегодняшней темой семинара. Во время объяснения слова игрок может использовать синонимы и антонимы, главное не использовать однокоренные слова. Задача остальных игроков команды отгадать данное слово как можно быстрее.
1 команда. Правильное питание, бодрость
2 команда. Зарядка, выносливость, подвижные игры, кислородный коктейль, профилактика.
3 команда. закаливание, соревнования, массаж
При использовании данной игры с детьми, можно использовать карточки с изображением слова – ребенок должен объяснить детям, что нарисовано на его карточке. На первом этапе введения игры можно разрешить детям при объяснении использовать мимику и жесты.
Задание № 3 «Перевертыши» Я вам прочитаю пословицы – перевертыши, а вы подберите к ним правильную пословицу.
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)
Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем — полезай в кузов)
Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)
Мало счастья — много вопросов. (Семь бед — один ответ)
Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Собак не страшиться — по городу гулять. (Волков бояться — в лес не ходить)
Задание № 4. Каждой команде необходимо провести с педагогами один вид здоровьесберегающей технологии из лепестка ромашки.
- Команда – Сказкотерапия Спортивная сказка «Репка»
Проводится для снятия напряжения и усталости.
Ход: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом), посадил репку (приседание с прямой спиной), и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал деде репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба с перекатом). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони), не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину), хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего), потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх), и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!»
2 команда – Пальчиковая гимнастика
ТЕРЕМОК.
– В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок. («Веер» – прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать).
– Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили. («Здравствуй» – ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)
– Там и муха, и лягушка,
Зайчик с лисонькой – подружкой,
Еж колючий, серый волк –
В дружбе знали они толк. («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
– Но набрел на теремок
Мишка косолапый («Замок» – соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей. , поворачивать его влево – вправо)
– Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. («Лучики» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.)
– Звери очень испугались,
Поскорее разбежались. («Волны» – шевелить прямыми пальцами без напряжения.)
– А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый. («Здравствуй» – ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)
– В нем теперь живут все вместе
И поют такие песни («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
– Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок… («Веер» – прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.)
ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА
– В лубяной избушке
Жил заяц на опушке («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
– А в ледяной избушке
Лисица на горушке. («Лучики» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.)
– Растаяла весною
Избушка на горушке («Волны» – шевелить прямыми пальцами без напряжения.)
Лисица побежала
К зайцу на опушку («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки («Лучики» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.)
Да сама жить стала
В избушке на опушке. («Кулачки» – с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.)
И ни волк, и ни медведь
Не смогли помочь. («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь. («Гребешок» – соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить, скрещенные пальцы прямые и напряжены.)
Так остался петушок
У заюшки в избушке («Здравствуй» – ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.),
В лубяной избушке,
Избушке на опушке. («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
- команда –Самомассаж ладоней
«Мы трудились».
Мы строгали, мы строгали. Одна ладонь гладит сверху другую
Доски гладенькими стали. Растирание ладоней друг о друга.
Мы пилили, мы пилили. Правая рука ребром ладони проводит
по левой раскрытой ладони.
Чтобы ровненькими были Растирание ладоней друг о друга.
Мы сложили их рядком, Руки в «замок».
Прибивали молотком. Один кулачок стучит о другой.
Получился птичий дом. Руки соединяются под углом,
подушечками пальцев.
Старший воспитатель – Задание № 5 – Сейчас Вашему вниманию будут представлены 2 вида здоровьесберегающих технологий, которые в здоровьесберегающем педагогическом процессе нашего ДОУ мы еще не использовали. С ними Вас познакомят инструктор по физической культуре и педагог –психолог.
Инструктор по физической культуре: Я познакомлю вас с таким видом здоровьесберегающих технологий – виброгимнастика. (Слайды 18 -28)
Вряд ли найдется человек, не согласный с широко известным выражением о том, что «жизнь – это движение». Недостаток движения в детстве приводит к возникновению у детей кифозной осанки, сколиоза и других серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата. Во взрослом возрасте – это различные поражения суставов, хрупкость костей, общая мышечная слабость и раннее старение.
В различных частях Света, люди, создавшие собственные эффективные системы здоровья, использовали вибрационные упражнения как органические составные части таких систем. Так, например, японский ученый Кацудзо Ниши в середине прошлого века создал теорию, обосновующую важную роль микровибраций капилляров в кровоснабжении, и разработал комплекс вибрационных упражнений для поддержания в хорошем состоянии и восстановления опорно-двигательного аппарата и сосудов.
По мнению К.Ниши, два его упражнения – «для капилляров» и «золотая рыбка» являются очень полезными практически для всех людей.
На основе упражнений К.Ниши российским врачом В. Шолоховым была создана «Гимнастика здоровья доктора Шолохова», которая сегодня активно пропагандируется Медицинским реабилитационным центром В.А. Шолохова и, по отзывам в Интернете, является эффективным методом восстановления здоровья.
Не менее интересные разработки в области вибрационных упражнений были сделаны практически одновременно с К.Ниши в России, Украине и Белоруссии.
Следует заметить, что на территории СССР работало несколько групп ученых, изучавших влияние механической вибрации на организм человека.
Аналогичные исследования проводились медиками и учеными в США и Европе. Их результатом является присутствие на рынке большинства развитых стран мира различных виброплатформ и вибротренажеров, предназначенных для тренировки мышц и сосудов.
А.Микулин выдвинул гипотезу о том, что естественным образом очистка клеток организма от шлаков осуществляется тремя путями:
1) путем беспрерывной, но очень слабой вибрации клеток биотоками нервных импульсов;
2) вытеснением шлаков из клеток и межклеточного пространства благодаря большим силам сокращения мышц и
3) за счет энергичного продвижения шлаков из клеток и межклеточного пространства инерционными силами во время сотрясений человеческого тела (бег, упражнения со скакалкой и т.д.).
Эта гипотеза послужила основой для создания А.Микулиным комплекса виброгимнастики. При этом А.Микулин отмечал, что наличие клапанов в венах мышц является тем механизмом, который обеспечивает интенсивное самоочищение организма при виброгимнастических упражнениях.
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка вовремя или посте напряженной умственной деятельности
Методы проведения виброгимнастики Микулина:
– Встаньте на носочки. Пятки нужно поднять над полом на 3 – 5 см. Резко опустите их. В этот момент ваше тело испытает легкий импульс (сотрясение). В кровеносной системе произойдут те же процессы, которые возникают при быстрой ходьбе или беге. Кровь получит дополнительный толчок для движения вверх.
– Делайте сотрясения не спеша, не чаще 1 раза в секунду. Поднимать пятки выше также не стоит. Излишняя интенсивность не скажется на эффективности упражнения, лишь приведет к преждевременной усталости ступней. Повторите сотрясения 30 раз. Отдохните 5 – 10 секунд. Потом снова сделайте 30 повторений. Микулин рекомендует выполнять это упражнение 3 – 5 раз в день
В своей книге «Активное долголетие» А. Микулин предлагает всем людям, без учета возраста и состояния здоровья утром выполнять простое и эффективное упражнение для очистки сосудов: «Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на один сантиметр, и резко опуститься на пол, то испытаешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх…
Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще раза в секунду. После тридцати упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5—10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление ступней. Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены…
Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для спинного хребта и его дисков виброгимнастика не представляет…. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма — это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта…».
Виброгимнастика А.Микулина имеет много последователей в странах бывшего СССР. По отзывам людей, регулярно ее практикующим, эта гимнастика действительно является очень простой и действенной, позволяющей избавиться от ряда заболеваний сосудов, в том числе тромбофлебита.
В ДОУ с детьми дошкольного возраста виброгимнастику проводить сложно, так как у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. С этой целью виброгимнастику необходимо проводить в игровой форме.
Я подготовила для вас несколько практических игр, которые вы можете проводить с воспитанниками своих групп и предлагаю попробовать их на практике
Комплекс виброгимнастики
«Путешествие по сказкам»
Воспитатель:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Ребята, а это какая сказка? («Кошкин дом») Кто автор? (С. Маршак)
Давайте поможем кошке построить новый дом. Каждый из вас построит крепкий, прочный новый дом.
(Дети постукивают пальчиками по своей голове, по плечам, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком, и с трубой.
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!)
А теперь помогите своим друзьям построить дом. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и ладошками по спине соседа, повторяя те же слова. Затем поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение с теми же словами.)
Хорошо!
Повернитесь лицом в круг.
Кто же это идет к кошке в новый дом? Большой, бурый, лохматый – кто это? (Медведь)
Из какой он сказки? («Маша и медведь», «Три медведя»…)
Мишка рыбку ловил, себе шерстку намочил. Покажите, как мишка стряхивает капельки воды со своей шерстки. Сначала – с головы. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
Теперь – с лап. (Дети потряхивают руками.) Ну а теперь – со всего туловища. (Дети потряхивают всем, телом, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.)
Посушите, пожалуйста, мишку, подуйте на него. Вдохните воздух носом, а выдохните через рот. Ну-ка, кто дольше подует на мишку!
Хорошо!
(3-4мин.)
Воспитатель: А еще к кошке в новый дом собирался прийти такай ушастенький, летом – серый, зимой-белый, живет в лубяной избушке.Кто это? (Заяц)
Из какой он сказки? («Лиса и заяц»)
Но вот беда: спит зайка в своей лубяной избушке и не слышит, что кошка его в гости зовет.
Надо бить в барабаны, будить зайку.
(Дети постукивают себя по груди со словами:
Зайку мы будили,
В барабаны били.
Бум-бум, тра-та-та!
Бу-у-у-у-м-м-м-м!
(Звуковибрационное упражнение со звуками \у\ И\М\.)
Хорошо!
Проснулся зайка, бросился со всех ног к кошке в гости. Покажите, как он спешит. (Дети часто топают ногами на месте.)
А на болоте очень волнуется необычная лягушка. На голове у неекорона. Кто это? (Царевна-лягушка) Из какой она сказки? («Царевна-лягушка»)
Царевна-лягушка не может идти в гости в своей лягушачьей коже. Она должна превратиться в девицу-красавицу. Покажите, как лягушка сбрасывает кожу. Она сначала подпрыгивает вверх-вниз 10 раз. (Дети выполняют упражнение.) Затем быстро-быстро качается вправо-влево. (Дети выполняют упражнение.) И, наконец, лягушка двигается вперед-назад 10 раз. (Дети выполняют упражнение.)
Чтобы волшебство свершилось, надо проделать все это 3 раза.
Хорошо!
Собрались все зверушки вместе в тереме – теремке и начали плясать весело и дружно. Покажите, как они пляшут. ( Вибро танец)
(3-4 мин.)
Воспитатель: Сказка-ложь, дав ней намек, добрым молодцам – урок. Кто из поэтов-сказочников сказал так? (А.С.Пушкин),
В какой сказке звучат эти слова? («Сказка о золотом петушке»)
Чему учат нас сказки? ( Разные ответы детей.)
Давайте и мы с вами пожелаем друг другу добра и здоровья. Возьмитесь за руки, поделитесь своей добротой и здоровьем со всеми друзьями.
Хорошо!
И я тоже желаю вам всем здоровья!
Еще более интересным является комплекс упражнений (включающих вибрационные упражнения), разработанный Арнольдом Гринштатом.
Отличительной особенностью упражнений А. Гринштата является то, что большинство из этих упражнений являются вибрационными, с частотой вибраций до 100-160 движений в минуту.
Безусловным достоинством комплекса упражнений А.Гринштата является то, что этот комплекс охватывает все группы мышц и, особенно акцентировано, развивает околопозвоночные мышцы. Ниже изложен порядок выполнения упражнений комплекса с теми названиями упражнений, какие я услышал лично от автора этого комплекса.
Вибрация. Исходное положение – ноги на ширине плеч, голова – ровно, спина прямая. Не отрывая пятки от пола, вибрируем за счет небольшого сгибания – разгибания ног в коленях.
Закачка. Исходное положение – лежа на животе, ноги выпрямлены, ладони рук подложены под подбородок. Опираясь одной (выпрямленной) ногой о пол, другой выпрямленной ногой с вытянутым носком совершаем колебания амплитудой 10…15см (меняя ногу через каждые 20-30 колебаний).
Бег. Для освоения этого упражнения вначале нужно освоить ходьбу на месте с одновременным поднятием левой руки с левой ногой, правой руки – с правой рукой. После этого потренируйтесь бегать, поднимая одноименные ноги и руки в таком темпе: медленный бег – 100…160 движений в минуту, быстрый бег – 220…300 движений в минуту.
Закрутка. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью параллельно полу. Поворот влево с полуприседанием и резким выдохом (вдох не контролируется), затем такой же поворот с полуприседанием и резким выдохом вправо.
Первая панель – опираясь на вытянутые руки и пальцы ног (как при отжимании от пола), выполняем прогибы спины вверх (от пола) и вниз ( к полу). Аналогичное упражнение выполняем лицом вверх.
Вторая панель. В положении «лежа на полу» приподняться на полусогнутых руках и в быстром темпе отжиматься (трястись) на руках с амплитудой колебаний 10….15см.
Трясучка (скачка на ягодицах). Сесть на край скамейки, ноги вытянуть вперед. В таком положении «потрястись» на ягодицах, резко напрягая и расслабляя их.
Вертикаль. Стать на расстоянии несколько большем, чем вытянутая рука, от стены; ноги сомкнуть вместе. Не сдвигая ног с места, «упасть» на стену, затормозив падение руками у самой стены. Резко оттолкнуться от стены руками и в момент отклонения хлопнуть в ладоши. Опять упасть, оттолкнуться и хлопнуть в ладоши. Проделать то же самое, падая поочередно на левую и правую руки и, соответственно, отталкиваясь одной рукой (хлопки в ладоши при этом также выполнять).
Подлючка первая. Это упражнение заключается в очень медленном приседании (на протяжении 1 минуты), и в таком же медленном вставании. Упражнение заслуживает своего названия – при кажущейся простоте, его выполнение требует значительных усилий.
Подлючка вторая – такое же коварное упражнение, как и предыдущее. Заключается в очень медленном отжимании от пола (1 минута – вниз, и 1 минута – вверх).
Все выше изложенное свидетельствует о том, что вибрационные упражнения являются эффективным средством сохранения и восстановления здоровья. Существуют различные виды вибрационных упражнений, позволяющие поддерживать в любом возрасте хорошее состояние сосудов и опорно-двигательного аппарата. Подбор таких упражнений и комплексов должен осуществляться индивидуально, в рамках индивидуальных систем здоровья, учитывающих специфические особенности физиологии, психологии и образа жизни каждого человека. Упражнение для капилляров выполняется в лежачем положении с поднятыми руками и ногами. В таком положении кровь в венах конечностей стремится вниз, и образующийся вакуум влечет за собой ускорение ее циркуляции. Упражнение выполняется в течение 1-3 минут 2 раза в день.
Упражнение «Золотая рыбка» выполняется лежа на ровной постели или полу. Руки необходимо во всю длину закинуть за голову, ноги вытянуть, ступни опереть на пятки перпендикулярно телу, носки вытянуть к лицу.
Выполняя упражнение, нужно несколько раз потянуться вперед поочередно левой и правой пятками, как бы растягивая позвоночник. Затем положить руки под голову и начать вибрировать всем телом наподобие рыбки, плывущей в воде. Если вибрации самому не удаются, первое время их может помогать создавать партнер.
Педагог- психолог: Второй вид здоровьесберающих технологий с которым мы познакомимся -это кинезиологические упражнения и технология применения кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста. Сначала немного теории, а в практической части мы с вами отработаем некоторые упражнения, с целью внедрения их в деятельность с детьми ваших групп.
В рамках любых восточных духовных практик, таких как йога, цигун и пр. тело никогда не рассматривается отдельно от психики, и это не случайно. Дело в том, что тело – это такое же отражение нашей психики, как и эмоции или мысли. Многим это покажется удивительным, но тело хранит следы всех важных событий, переживаний, и порой даже более точно, чем память. Известно, что любая эмоция имеет свое телесное проявление. И оно не ограничивается только лишь жестами или мимикой. В эмоции принимает участие все тело.
Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Познавательная деятельность детей, их координация, ориентация в пространстве, адекватность эмоциональных реакций зависит от того, как взаимодействуют между собой правое и левое полушария головного мозга, то есть от сформированности мозолистого тела –сплетения нервных волокон, которое соединяет правое и левое полушария. Межполушарное взаимодействие можно укреплять при помощи кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире
Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Игры и упражнения позволяют дошкольникам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается в том, что дети сами толком не могут сформулировать свое беспокойство.
Игровые упражнения и задания педагоги смогут применять во время занятий с детьми, чтобы снимать накопленное эмоциональное напряжение, развивать навыки общения, развивать основы саморегуляции.
Виды кинезиологических упражнений:
– Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
– Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
– Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
– При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
– Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Условия проведения:
– Упражнения необходимо проводить ежедневно.
– С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
– Занятия проводятся утром;
– Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
– Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
– От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
– Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
– Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
– Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
- Упражнения растяжки:
Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
- Упражнения на дыхание
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Упражнение «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
- Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое
- Исходное положение – о. с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
Упражнение «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
- Глазодвигательные упражнения
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
- Перекрестные движения.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.
«Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Бровь – Погоны»
Указательный палец правой руки прикасается к левой брови. Пальцы левой руки кладутся на правое плечо – «Погоны».
Хлопок.
Движения повторяются, меняя руки. Затем движения ускоряются.
Игры с мячом (Видео)
- Упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.
Речка- берег. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т. д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: “Речка! Берег! Речка! Речка!”. На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы “вставляем” его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Обговаривание своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.
Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет “обманывать его глазки” – говорить все правильно, а делать неправильно.
Игра с лестницей (видео)
- Релаксации
Психический и физический покой, достигаемый в результате релаксации, восстанавливает силы детей, у них возникает приятное расслабление. Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу, пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
- Кинезиологические сказки
В гости к бабушке»
В гости бабушка позвала внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат в гости к бабушке спешат
(пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше – озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли ((пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада, для неё внучки – награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. ( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).
Старший воспитатель – Задание № 6 – Кроссворд В конце нашего мероприятия вашему вниманию предлагаю кроссворд по здоровьесберегающим технологиям. (слайды 29 -41)
По горизонтали:
- Гимнастика, которая применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей, как правило, сопровождается рифмованными историями (пальчиковая)
- Состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. (релаксация) Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. (релаксация)
- Метод лечения цветом. ( цветотерапия)
- Это занятие проводится 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.(физкультурное) Деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. (физкультурное)
- Один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры, широко применяемый в детском саду в различных формах. (гимнастика)
- Кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (физкультминутка)
- Механическое воздействие на организм специальными приемами выполняемое собственноручно ребенком: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж), направленное на снятие мышечного напряжения (самомассаж)
- Течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории. ( сказкотерапия )
- Это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). (технология).
- Здоровье …- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная
адаптация к окружающей среде. (Физическое)
- Разнообразные движения под музыкальное сопровождение. (ритмика)
- Система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. (закаливание)
По вертикали: То, что предотвращает заболевание (профилактика).
Вывод: Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на потом.
Используемые информационные и интернет – ресурсы
- https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/palchikovye-igry-po-motivam-narodnykh-skazok.html
- https://expert123.ru/zdorove-sberegayushhie-tehnologii-ispolzuemye-v-dou-dlya-vospitatelej/
- http://iskorka55.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004. – №17-24.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293939-plan-konspekt-delovoj-igry-s-jelementami-tren
- https://педпроект.рф/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B0-%D0%B3-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/
- Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. – 48с.
- Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -64 с.
- 2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
Приложения
- Команда – Сказкотерапия Спортивная сказка «Репка»
Проводится для снятия напряжения и усталости.
Ход: Пошел дед в огород (ходьба друг за другом), посадил репку (приседание с прямой спиной), и не одну, а много (серия приседаний). Выросла репка большая-пребольшая (потянуться вверх). Стал деде репку тянуть (наклоны с прямой спиной). Тянул, тянул…не вытянул. Позвал дед бабку. Пошла бабка в огород (ходьба с перекатом). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Позвали внучку (ходьба на носочках). Стали тянуть репку (наклоны с прямой спиной), не вытянули. Пришла Жучка (ходьба на коленях с опорой на ладони), не вытянули репку. Прибежала Мурка, спинку выгибает (стоя на четвереньках, прогибать спину), хвостиком машет (повороты таза в стороны, не отрывая ног от пола). Не вытянули репку. Позвали мышку (легкий бег на носочках). Взялись друг за друга (сесть друг за другом, ноги упираются в спину сидящего), потянули репку (наклоны вперед) и вытащили репку. Устали, легли на спину. А потом встали, показали, какая репка была большая (потянулись вверх), и захлопали от радости в ладоши (хлопки над головой). В конце сказали на выдохе: «Тянули, тянули…вытянули репку!»
2 команда – Пальчиковая гимнастика
ТЕРЕМОК.
– В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок. («Веер» – прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать).
– Звери разные в нем жили,
Жили дружно, не тужили. («Здравствуй» – ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)
– Там и муха, и лягушка,
Зайчик с лисонькой – подружкой,
Еж колючий, серый волк –
В дружбе знали они толк. («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
– Но набрел на теремок
Мишка косолапый («Замок» – соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей, поворачивать его влево -вправо)
– Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. («Лучики» – при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.)
– Звери очень испугались,
Поскорее разбежались. («Волны» – шевелить прямыми пальцами без напряжения.)
– А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый. («Здравствуй» – ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)
– В нем теперь живут все вместе
И поют такие песни («Колечки» – подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.)
– Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок… («Веер» – прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.)
- команда –Самомассаж ладоней
«Мы трудились».
Мы строгали, мы строгали. Одна ладонь гладит сверху другую
и наоборот.
Доски гладенькими стали. Растирание ладоней друг о друга.
Мы пилили, мы пилили. Правая рука ребром ладони проводит
по левой раскрытой ладони.
Чтобы ровненькими были Растирание ладоней друг о друга.
Мы сложили их рядком, Руки в «замок».
Прибивали молотком. Один кулачок стучит о другой.
Получился птичий дом. Руки соединяются под углом,
подушечками пальцев.