24.10.2022
Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.
Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.
Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.
Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.
Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.
Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.
Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:
- Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.
- Для саморазвития и самоутверждения.
- Для личного успеха в профессиональном конкурсе.
- Для успешной сдачи квалификационной аттестации.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:
1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
Наиболее высоко будет оценен педагогический опыт,
в котором согласованы:
- тема,
- цель,
- задачи опыта,
- суть опыта
- и его результативность
Формы обобщения и распространения:
1. Практический: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
2. Методический: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
3. Научный: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д., в том числе сети Internet.
Формы распространения ПО:
- Семинар-практикум,
- Педагогическая мастерская, тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия),
- Мастер-класс, открытые занятия,
- Творческий отчёт, доклад,
- Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, журналах, брошюры и т.п.)
- Общественная презентация опыта,
- Научно-практические конференции,
- Педагогический совет, наставничество
- Заседания методического объединения,
- Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Конкурс методических разработок» и др.), конференция, научно-практический семинар, авторский сайт, блог, брошюры, видеоматериалы (фильм методической направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации), портфолио с приложениями.
- Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами,
- Отчёт об опытно – экспериментальной работе
- Персональный сайт педагога. Сетевые сообщества дают возможность для создания сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов, где статьи и публикации проходят строгий отбор, проверку на антиплагиате.
Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:
1. Информацию об авторе и его педагогической деятельности:
- должность, место работы, образование, квалификация;
- краткая биография;
- электронный портфолио: достижения, награды, публикации;
- фотографии, статьи, видео об авторе;
- достижения воспитанников: участие в конкурсах, проектах, результаты
олимпиад.
2. Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:
- учебно-методические материалы;
- образцы проектных (исследовательских) работ, фотоотчетов по итогам ООД или образовательной деятельности.
3. Интерактивные формы общения и обратной связи
- контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие имеются;
- форум, чат или блог;
- гостевая книга, отзывы посетителей;
- опросы для различных категорий участников образовательного процесса;
- новостная лента.
Таким образом, трансляция педагогического опыта педагога в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:
Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;
- приложение к работе - до 10 страниц;
- страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
- со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать, как статью без выделения структурных частей;
- шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
- параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
- текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
- материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
- делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
- литература оформляется согласно Инструкции по оформлению публикаций. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.
Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.
Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться. Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди коллег, откроет перспективы для развития.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2024
Дата обновления: 24.04.2024
Дата публикации: 24.10.2022