Консультация для воспитателей: «Обобщение, представление и распространение педагогического опыта воспитателей ДОУ»

24.10.2022

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления своего опыта, например при подготовке выступления на педагогическом совете, выступления с докладом или лекцией перед коллегами. А вот умения создания, написания такого рода работ часто не хватает. Многие, имеют богатейший практический опыт, который был бы весьма полезен другим, едва столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат. Между тем практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов воспитания и широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствует росту профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования.

Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Опыт - итог деятельности, практики, реализованная в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.  

Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Это вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, а также объяснение с научной точки зрения того, как достигаются педагогом положительные результаты в образовательном процессе.

Для чего необходимо обобщать свой педагогический опыт:

  1. Для повышения эффективности своей работы за счет отбрасывания ненужного и добавления полезного.
  2. Для саморазвития и самоутверждения.
  3. Для личного успеха в профессиональном конкурсе.
  4. Для успешной сдачи квалификационной аттестации.

Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за развитием обучающихся и т.п.

Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.

Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

Наиболее высоко будет оценен педагогический опыт,

 в котором согласованы:

  • тема,
  • цель,
  • задачи опыта,
  • суть опыта
  • и его результативность

Формы обобщения и распространения:

1. Практический: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.  

2. Методический: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.Хочу такой сайт

Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д., в том числе сети Internet.

Формы распространения ПО:

  1. Семинар-практикум, 
  2. Педагогическая мастерская, тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия),
  3. Мастер-класс, открытые занятия,
  4. Творческий отчёт, доклад,
  5. Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, журналах, брошюры и т.п.)
  6. Общественная презентация опыта,
  7. Научно-практические конференции,
  8. Педагогический совет, наставничество
  9. Заседания методического объединения,
  10.  Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Конкурс методических разработок» и др.), конференция, научно-практический семинар, авторский сайт, блог, брошюры, видеоматериалы (фильм методической направленности), круглый стол, пакет документов (методические рекомендации), портфолио с приложениями.
  11.  Рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами,
  12. Отчёт об опытно – экспериментальной работе
  13.  Персональный сайт педагога. Сетевые сообщества дают возможность для создания сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов, где статьи и публикации проходят строгий отбор, проверку на антиплагиате.

Интернет-ресурс педагогического работника должен отражать:

1. Информацию об авторе и его педагогической деятельности:

- должность, место работы, образование, квалификация;

- краткая биография;

- электронный портфолио: достижения, награды, публикации;

- фотографии, статьи, видео об авторе;

- достижения воспитанников: участие в конкурсах, проектах, результаты

олимпиад.

2. Методический аспект профессиональной педагогической деятельности:

- учебно-методические материалы;

- образцы проектных (исследовательских) работ, фотоотчетов по итогам ООД или образовательной деятельности.

3. Интерактивные формы общения и обратной связи

- контактная информация, e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие имеются;

- форум, чат или блог;

- гостевая книга, отзывы посетителей;

- опросы для различных категорий участников образовательного процесса;

- новостная лента.

Таким образом, трансляция педагогического опыта педагога в условиях реализации ФГОС должна включать разнообразные формы, охватывающие новые педагогические технологии.

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;

  • приложение к работе - до 10 страниц;
  • страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
  • со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать, как статью без выделения структурных частей;
  • шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
  • параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
  • текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
  • материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
  • делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
  • литература оформляется согласно Инструкции по оформлению публикаций. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.

Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.

Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться. Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди коллег, откроет перспективы для развития.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.04.2024

Дата обновления: 24.04.2024

Дата публикации: 24.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».