18.01.2022
Средняя
группа
Мы не знаем, насколько осведомлен был в
вопросах детской психологии В. В. Маяковский, но известное детское
стихотворение отражает психологическую реальность развития ребенка.
Родители
— именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы
дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются
эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел,
услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и
глубоко оседает в детском опыте.
Наш
опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся, видимо, как
следствие глобальных процессов демократизации общества тенденции к свободному
воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых
ребенку. В действительности дело с границами и запретами обстоит тоньше и
глубже, нежели просто наличие единственно верного ответа — все разрешать или
все запрещать.
Выставление
ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь для
него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться
в нем, делает окружение более стабильным и предсказуемым, а значит, более
безопасным. Первые сигналы о границах допустимого поведения ребенок,
естественно, получает от родителей, и повторяем, они необходимы ребенку. Ребенок, которому не известны правила и
нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает
комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань
дозволенного и допустимого. Чаще всего это приводит к нарушениям социальной
приемлемости поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов.
Особенно остро этот вопрос встает в школе, когда чаще всего и начинаются
трудности.
Вопрос
только в количестве, обоснованности и форме, в которых ребенку обозначаются
границы допустимого поведения и выносятся суждения о том, что такое хорошо и
что такое плохо.
Как же
ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и
творческим поиском, свободой и независимостью?
Здесь нужно помнить о следующих
важных моментах:
Во-первых, каждый раз взвесить принципиальность и важность
того, что именно мы не разрешаем, что запрещаем, на что реагируем отрицательно.
Ведь зачастую за нашими запретами стоит просто забота о собственном спокойствии
и благополучии, чистоте и порядке, а не истинное желание обеспечить
безопасность ребенка или желание воспитать в нем те или иные качества. Конечно,
нам спокойнее, если малыш сидит в манеже и не пробует исследовать квартиру, но
ведь это необходимый шаг, который очень важен для ребенка 2—3 лет. Мы чувствуем
себя комфортно, если наш 13-летний подросток не ходит вечером гулять на улицу,
он не свяжется с плохой компанией, мы знаем, что он дома, жив и здоров, но
потом не стоит удивляться и переживать, если в 18 лет наш сын почему-то
по-прежнему сидит дома, и у него нет друзей. Нам нравится, когда у ребенка в комнате
порядок, наведения которого мы требуем железной рукой. Но нравится ли этот
порядок владельцу комнаты, где он чувствует себя чужим, где на стенах картины,
которые ему не нравятся, а фотографии любимых эстрадных певцов мама повесить не
разрешает? Нам нравится, когда ребенок не спорит с нами, всегда соглашается с
нашим мнением, и не высказывает собственного мнения, что могло бы внести
диссонанс в наше семейное благополучие. Но тогда следует быть готовым к тому,
что, став взрослее, сын также будет соглашаться со всеми, кто выше статусом, не
сумеет отстоять собственное мнение и будет прятаться за нашу спину.
Во-вторых, форма, в которой выставляются ограничения и запреты. С самого раннего
возраста стоит объяснять и аргументировать ребенку, почему именно это нельзя
или чем именно то или иное поведение плохо или вредно. Для ребенка это важно,
так как служит знаком внимания к нему, потому что предполагает уважение к нему
и признание его права выбирать.
В-третьих, обозначая границы, запрещая недозволенное или
наказывая за проступок, не забывайте выражать свое отношение к ребенку в целом.
Наказан или осужден, может быть, поступок, но не личность в целом. Для ребенка
это любовь и удивление тому, что такой хороший мальчик поступил так
необдуманно, для подростка — уважение к его мнению и предоставление права
выбора при описании последствий неразумных шагов. Но никогда запрет не должен
основываться на доводе: «Так надо, потому что я так сказал, ты поймешь позже,
сейчас делай, как велю».
В-четвертых, последовательность и согласованность указаний и
действий взрослых, которые окружают ребенка, — необходимое условие его
нормального развития. Вот об этом следует поговорить немного подробнее в
следующей консультации.
Дата создания: 18.01.2022
Дата обновления: 18.01.2022
Дата публикации: 18.01.2022