Фонематический слух

16.11.2021

Фонематический слух- умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова  . Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности фонематического слуха дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

·         путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;

·         совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;

·         пропускает слоги в словах;

·         не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);

·         не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

 

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

·         дисграфия;

·         дислексия;

·         низкая скорость чтения, письма.

·         ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику  логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Проводить их могут не только логопеды,  воспитатели в детском саду, но и родители.

 

Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для работы над слуховым восприятием речи.

Игры можно проводить простые , но интересные, которые не утруждают детей. Можно использовать  любые из перечисленных ниже игр, упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

Контролем за эффективностью занятий по формированию фонематического слуха может быть следующий тест: после месяца занятий скажите дошкольнику  неверно несколько слов. Если ребенок исправит ваши «неверные» слова, значит работа идёт в верном направлении.

 

«Тишина»Хочу такой сайт

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха. Тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя.

Когда педагог или родитель  разрешит, дети открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

«Лови звук»

 

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

«Хлопай-топай»Хочу такой сайт

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук «С» дошкольник топает, а на звук «З»  хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [с], [щ], [ч], [з], [с], [з], [х], [с] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

«Поймай слог»

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог СА. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: СА, ШУ, СУ, ЗУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог СА.

«Лови слово»

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, шуба. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее.

 

«Громко-тихо»

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

«Высоко-низко»

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

«Скажи, как я»

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

«Разложи правильно»

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

·         находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;

·         классифицировать слова по количеству слогов;

·         самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.12.2021

Дата обновления: 08.12.2021

Дата публикации: 16.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».