ДООП Безопасная дорога – уровень «я – пешеход»

I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная
дорога – уровень «я – пешеход»» имеет социально-гуманитарную направленность,
рассчитана на обучающихся 5-7 лет и реализуется в течение двух лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
2

общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
А также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ,
законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта, содержащими нормы, регулирующие
отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативными и уставными документами
МБДОУ – детский сад № 71.
Реализация программы осуществляется за пределами Федеральных государственных
образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению
государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Педагогическая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
 Принцип систематичности и последовательности предусматривает закрепление и развитие
полученных знаний и умений в процессе регулярных занятий.
Занятия проводятся «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к
неизвестному».
 Принцип наглядности используется в показе упражнений и демонстраций плакатов, схем,
обучающих компьютерных программ, видеосюжетов.
 Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании у детей чувства
патриотизма, коллективизма, ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи через занятия и
различных мероприятиях и активностях на тему безопасности в дорожном движении.
 Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории
воспитания толерантного сознания и поведения, соответствующих индивидуальным особенностям
и уровню форсированности толерантности у ребѐнка; определение особенностей включения детей
в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности в образовательной деятельности,
предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
 Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст детей, тем легче
формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское
восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией
взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения машин и т.д.
 Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в
дорожной среде.
 Принцип возрастной безопасности. У учащихся довольно рано появляется стремление
самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не
тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
 Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил
на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и
наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для
общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него
самого, и для окружающих.
 Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется
при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без
сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения
правил дорожного движения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример
взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только учащихся, но и родителей.

Актуальность Программы.
Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется
эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не обращает
внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся
мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате
и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
3

В целом поведение детей можно обозначить следующей формулой «Чем опаснее
ситуация на дороге, тем в большей степени ребенок теряется, не зная, что делать, и поэтому
более медленно и неправильно принимает решение».
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век
стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства
становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам
безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый
тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и
ответственность.
Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше
будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данная программа является
современным педагогическим средством формирования социальной компетентности
учащихся в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы основано на интеграцию социального, общекультурного,
спортивно-оздоровительного направления развития личности детей на занятиях по
дополнительному образованию в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Методические материалы
программы
имеют
практика-ориентированный
характер,
предназначены
для
проектирования оптимальных педагогических условий, воспитание право послушного
поведения и обучения учащихся основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
В современных условиях особенно важно обучить детей правилам поведения на
улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать
устойчивые практические навыки для применения их в сложных дорожных ситуациях.
Одним из путей сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних являются
коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортного процессе.
Создание системы целенаправленного обеспечения обучающихся универсальными
учебными действиями, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании
основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного
безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков,
творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в
воспитательно-образовательном процессе
способствовало разработке дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Безопасная дорога – уровень «я –
пешеход», рассчитанной на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Отличительные особенности и новизна программы прослеживаются по
нескольким направлениям:
- проведение разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения;
- сохранение контингента занимающихся за счет заинтересованности как самих
обучающихся, так и их родителей;
- создание банка компьютерных программ, мультимедийных разработок,
видеоуроков направленных на обучение правилам дорожного движения.
Данная программа является составительской. Она разработана на основе программ:
ДООП «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА-УРОВЕНЬ «Я ПЕШЕХОД» (МБДОУ - детский сад №
71), ДООП «Я пешеход» (МБУ ДО ДДТ им. Зотова В.А.).
Срок освоения программы – 2 года.
Объем программы: первый год обучения – 9 академических часов; второй год
обучения – 9 академических часов. Общий объем программы – 18 академических часов.
Режим занятий – 1 раз в месяц (длительность академического часа для детей 5-6 лет
– 25 минут, длительность академического часа для детей 6-7 лет – 30 минут).
4

Форма обучения – очная, групповая.
Адресат программы. Дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер
отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят изменения в
представлениях о себе: имеют дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои поступки.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей;
расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому
и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинноследственных связей. Возрастает способность ориентироваться в пространстве
(отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели). Совершенствуется
грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной
выразительности. Словарь активно пополняется обобщающими словами, синонимами и
антонимами, многозначными словами. Дети способны к звуковому анализу простых трёх
звуковых слов.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической нагрузки
на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём и интенсивность
общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка детей, развивается
выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту
гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе
жизни. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Возрастные особенности развития детей 6–7 лет
Игровые действия детей в этом возрасте становятся более сложными, обретают
особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как
покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.п. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта
роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует
пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления
новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом
роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным
участником игры.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться
навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются
наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто
приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, которым
подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно
становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
5

Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у
детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Количество обучающихся в группе от 12 до 30 человек.
Особенности организации образовательного процесса. При реализации
программы используется традиционная модель организации образовательного процесса,
представляющая собой линейное освоение содержания программы в течение одного года
обучения в одной образовательной организации. Основной формой обучения являются
учебные занятия. Процесс обучения строится с использованием разнообразных форм и
методов, что помогает вызвать и сохранить живой интерес у детей.
Уровневость образовательной Программы
Программа имеет стартовый уровень – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания образовательной Программы.
Формы обучения – индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий
В работе используются следующие виды занятий: опросы, беседа, тесты
ситуационные задачи, игра-соревнование, интерактивный мини-спектакль, чтение, рассказ,
исследование, интерактивные игры, видео задание, видео-экскурсии.
Формы подведения результатов
Педагогический мониторинг (приложение № 1):
- в начале года с 2.09.2024-6.09.2024;
- конец года с 23.06.2025-27.06.2025.
1.2. Цель и задачи образовательной Программы
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах, умение практически применять полученные знания и
навыки в жизненных ситуациях.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- дать Правила дорожного движения и другие правила безопасности в сфере
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
Развивающие:
- развивать навыки самоорганизации, самоконтроля;
Воспитательные:
- формировать самостоятельность в принятии правильных решений;
- формировать убежденность и активность в пропаганде добросовестного
выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни; -внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- познакомить с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, привить навыки
правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия;
- дать методы предупреждения ДТП, навыки пропаганды ПДД.
Развивающие:
- развивать желание работать в команде.
Воспитательные:
- формировать профориентацию на профессии водителя, работника
автотранспортного предприятия, сотрудника ГИБДД;
6

- формировать навыки здорового образа жизни.
Планируемые результаты первого года обучения:
Предполагаемые результаты
В результате обучения по программе сформируются следующие знания:
Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать Правила дорожного движения и другие правила безопасности в сфере
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
- навыки самоорганизации, самоконтроля.
Личностные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
- самостоятельность в принятии правильных решений;
- убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного
движения.
Планируемые результаты второго года обучения:
В результате обучения по программе сформируются следующие знания:
Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать требования, предъявляемыми к пешеходам, навыки правильного поведения
на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия;
- знать методы предупреждения ДТП, навыки пропаганды ПДД.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
- желание работать в команде.
Личностные результаты:
Обучающиеся будут демонстрировать:
- желание быть водителем, работником автотранспортного предприятия,
сотрудником ГИБДД, перенимать на себя их роли;
- навыки здорового образа жизни.

1.3. Содержание программы
Учебный тематический план. Первый год обучения (дети 5-6 лет)
№ Тема
Всего
Теория
Практика Формы
контроля
7

1

0

1

Опрос

1

0,5

0,5

2

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

«Я
пассажир!»
правила 1
безопасного
поведения
в
общественных транспорте и при
перевозке в
автомобиле?»
Итого:
9

0

1

Опрос

3,5

5,5

1.
2.
3.

4.

5.
6.

Введение опрос игра «А знаешь
ли ты дорогу?»
«Что
такое
безопасный
маршрут?»
«Дорога и участники дорожного
движения,
пешеходные
пешеходы»
«Что
такое
перекресток?
Знакомство
с
сигналами
светофора»
«Дорожные знаки. Зачем нужно
их знать и понимать?»

Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (дети 5-6 лет)
Тема №1. Введение: игра вопрос-ответ «А знаешь ли ты дорогу?» Практика:
Обзорная беседа и видео экскурсия по городу с изучением элементов улиц и дорог.
Знакомство с пешеходной и проезжей части дороги, организацией движения (разметка,
дорожные знаки, указатели, светофоры). Необходимость строго соблюдения Правил
дорожного движения во время движения – залог безопасности.
Тема №2. «Что такое безопасный маршрут?»
Теория: Знакомство детей с безопасным маршрутом — это путь, который дети
должны использовать для перемещения от дома до детского сада или другого места. Он
включает в себя безопасные пешеходные дорожки, переходы через дорогу и другие
элементы, которые помогают детям избегать опасностей и держаться подальше от
потенциальных угроз.
Практика: создание безопасного маршрута.
Тема № 3. «Дорога и участники дорожного движения, пешеходные пешеходы».
Теория: Участники дорожного движения — это водители и пассажиры
транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил дорожного
движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не
должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Практика: игра «регулировшик», игра «пешеходный переход».
Тема № 4. «Что такое перекресток? Знакомство с сигналами светофора» Теория:
Знакомство с правилами перехода на регулируемом перекрёстке. Уточнить представление
детей о перекрестке и видах перекрестков, сформировать представления об опасных
поворотах транспорта, учить ориентироваться в опасных ситуациях, отработка в игровой
форме навыков безопасного поведения на перекрестке. Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Практика: игра «светофор».
Тема № 5. «Дорожные знаки. Зачем нужно их знать и понимать?»
Теория: Дорожные знаки способствуют определению направления движения и
информируют водителей и пешеходов об ограничениях скорости, разрешенных
8

направлениях и других нюансах на дороге. Некоторые дорожные знаки предупреждают об
опасности на дороге и помогают водителям и пешеходам быть более внимательными и
осторожными. Определение дорожного движения также может включать разметку дороги
и светофоры.
Практика: упражнения с дорожными знаками.
Тема № 6. «Я пассажир!» правила безопасного поведения в общественных
транспорте и при перевозке в автомобиле»
Практика: Познакомить детей с памяткой для пассажиров через просмотр видео.
Как нужно вести себя на остановке, при посадке в транспорт, и высадке из него, при проезде
в общественном транспорте.
Учебный тематический план. Второй год обучения (дети 6-7 лет)
№ Тема
Всего
Теория
Практика Формы
контроля
1.
Опасные ситуации на дорогах, 1
0,5
0,5
Опрос
улицах,
в
общественном
транспорте
2.
Выбираем правильный маршрут 2
1
1
Педагогическое
в зависимости от целей и
наблюдение
дорожных условий Опасности
видим издалека
3.
Разбор дорожных ситуаций на 2
1
1
Педагогическое
макете
наблюдение
4.
Общественный транспорт – 2
1
1
Педагогическое
объект повышенной опасности!
наблюдение
5.
«Велосипед, самокат, ролики – 2
1
1
Педагогическое
это здорово, но будь осторожен!»
наблюдение
Решение тестовых заданий по
ПДД
Итого:
9
4,5
4,5
Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (дети 6-7 лет)
Тема № 1. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте.
Теория: Рассмотрение ситуаций соблюдение правил дорожного движения, условия
установки светофоров. Опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее.
Практика: Игровая деятельность.
Тема № 2. Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных
условий.
Теория: Повторение знаний о правилах дорожного движение. Формирование
представлений школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по
улицам и дорогам. Ориентировка в пространстве, умение самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной жизни с целью предупреждения детского ДТП.
Практика: Составление рассказа.
Тема № 3. Разбор дорожных ситуаций на макете.
Теория: На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.
На имитируемых улицах выставляются различные 12 дорожные знаки, фигурки пешеходов
и игрушечные машинки.
Практика: Игровая деятельность
Тема № 4. Общественный транспорт – объект повышенной опасности!
9

Теория: Что такое общественный транспорт. Назначение общественного транспорта
при перевозке пассажиров. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
Практика: Изготовление макета автобуса, остановки.
Тема № 5. «Велосипед, самокат, ролики – это здорово, но будь осторожен!»
Теория: Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипедиста, наличие
светоотражающих элементов на велосипеде. Места для движения на велосипеде. Дорожнотранспортные происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению.
Практика: Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных месяцев
первый год – 9
второй год - 9
Количество учебных дней
первый год – 9
второй год - 9
Количество часов в месяц
первый год – 1
второй год - 1
Количество часов в учебном году
первый год – 9
второй год - 9
Недель в I полугодии
первый год – 4
второй год - 4
Недель во II полугодии
первый год – 5
второй год - 5
Начало занятий
1 сентября
Каникулы
отсутствуют
Выходные дни
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
Окончание учебного года
31 мая
Сроки проведения аттестации
15-30 декабря, 15-30 мая
Режим занятий
1 раза в месяц по 1 академическому
часу
2.2. Условия реализации Программы
Материально- техническое обеспечение

№

Оборудование

Количество

1
2
3
4
5
8
9
10
11
12
13

Столы детские
Стулья детские
Магнитная доска, расположенная на уровне роста детей.
Экран (ИКТ)
Проектор
Фломастеры
Наборы цветных карандашей на каждого ребенка
Наборы дорожных знаков
Ноутбук с выходом в Интернет
Набор дидактических карточек
Карточки «Профессии»

30 штук
30 штук
1 штука
1 штука
1 штука
45 штук
30 штук
5 штук
1 штука
15 наборов
1 наборов
10

14
15
16

17
18
19
20
21

Игровой Светофор
Пособие «Коврограф»
Дидактическая игра: «Ассоциации», «Назови знак» «Где
правильно перейти дорогу», «ПДД», «Азбука безопасности»,
«Четвертый лишний»,
«Последовательность», «Где начало, где конец», «Законы
улиц и дорог», «Транспорт», «На прогулке по городу» и
другие.
Палочки Кюизенера
Блоки Дьенеша
Счетные палочки
Планшет картонный
Раздаточный материал

2 штуки
1 штука
1 набор

10 наборов
5 наборов
30 наборов
30 штук
30 наборов

Информационно-методическое обеспечение
Методические материалы
-набор нормативно-правовых документов;
-наличие утвержденной программы;
-методические разработки по темам программы;
-подборка информационной и справочной литературы;
-подбор дидактических игр;
-диагностический инструментарий;
-видео-уроки по курсу ПДД.
При реализации программы применяются формы занятий, позволяющие
максимально приблизить процесс обучения к реальной жизненной ситуации и, как уже
было сказано выше, создать ситуации сотрудничества, взаимодействия со всеми без
исключения его участниками. При изучении теоретического материала это беседы;
инструктажи, ИКТ, индивидуальная самостоятельная работа. При организации
практических занятий, которые планируются практически по каждой теме – выполнение
самостоятельных практических заданий в реальной дорожной ситуации при переходе
дороги, при поездке в общественном и личном транспорте.
Подбор дидактических материалов, учебно-наглядного пособия (карточки с
проблемными дорожными ситуациями, магнитно-маркерные доски с набором предметов по
тематике, плакаты, инструкции, схемы, фотографии и др.) содействует развитию памяти,
речи, внимания, логического мышления обучающихся.
Так же для эффективного процесса обучения обучающихся в данной программе
используются следующие формы обучения: традиционные и нетрадиционные типы
занятий: видео задания, видео экскурсии.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный – сообщение информации с использованием
различных дидактических средств: слова, различных пособий, демонстрацию опытов.
Обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти полученные знания.
частично-поисковый – основным назначением метода является постепенная
подготовка обучающихся к самостоятельному решению проблемы. - игровой – в данном
случае используется в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением.

11

Игровая форма проведения занятий позволяет организовать функциональное
взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство пешеход - дорожные знаки - среда.
Постоянный поиск новых форм и методов организации воспитательного процесса
позволяет делать работу с обучающихся более разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной. Немаловажными в работе с обучающихся являются
следующие методы воспитания:
- создание ситуации успеха;
- стимулирование и мотивация;
- методы коррекции и само коррекции поведения;
- воспитывающие ситуации;
- рефлексия.
Принципы при построении Программы:
Педагогическая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип
систематичности
и
последовательности
предусматривает
закрепление и развитие полученных знаний и умений в процессе
регулярных
занятий. Занятия проводятся «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от
известного к неизвестному».
- Принцип наглядности используется в показе упражнений и демонстраций
плакатов, схем, обучающих компьютерных программ, видеосюжетов.
- Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании у детей
чувства патриотизма, коллективизма, ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи
через занятия и различных мероприятиях и активностях на тему безопасности в дорожном
движении.
- Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной
траектории воспитания толерантного сознания и поведения, соответствующих
индивидуальным особенностям и уровню форсированности толерантности у ребенка;
определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие
потенциала личности в образовательной деятельности, предоставление возможности
каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст детей, тем
легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного
поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной
(словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный
переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут
подстерегать их в дорожной среде.
- Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется
стремление к самостоятельно. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить
развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного
поведения.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они
живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция
безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет
нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует.
Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как
12

неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно
легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками,
замечают нарушения правил дорожного движения. Для подкрепления самовоспитания
нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только
обучающихся, но и родителей.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
К реализации программы допускаются лица, обучающиеся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности программы, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы для детей старшего дошкольного
возраста
Критерии оценки результативности Программы
Критериями выполнения программы является стабильный интерес обучающихся к
изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и активность участия детей в
мероприятиях по данной направленности. Проявление самостоятельности в творческой
деятельности.
Виды контроля и самоконтроля:
- предварительный – выявляет исходный уровень подготовки обучающихся по
определенному направлению;
- текущий – выявляет степень усвоения материала, уровень подготовки к занятиям,
заинтересованности;
- тематический – осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы,
раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся;
- итоговый – выявляет степень достижения целей и задач программы каждым
обучающимся.
Система отслеживания и оценивания результатов:
Оценка результативности (полнота и качество) реализации программы
осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей мониторинга, включающих
в себя:
- развитие умений и навыков у учащихся безопасного поведения на улицах и
дорогах;
-количественные включенности обучающихся в данной возрастной категории в
мероприятия профилактики ДТП;
-определение правильной позиции в проблемных ситуациях.

13

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
Перечень литературы для педагога
1.
Бабина Р. П. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность
дорожного движения». 1 – 4 классы / Р. П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2009. – 12 с.
2.
Гончарова Л. Правила дорожного движения для начальной школы: Учебное
пособие / Л. Гончарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 256 с.
3.
Елжова Н. ПДД в начальной школе: Учебник / Н. Елжова. – Ростов н/Д.:
Феникс,2013. – 256 с.
4.
Жатин С. О. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Занимательные
занятия. ФГОС / С. О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2012. – 108 с.
5.
Ижевский П. В. Безопасность дорожного движения. 1 – 4 класс. / П. В.
Ижевский. – М.: Просвещение, 2009. – 216 с.
6.
Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по
правилам дорожного движения / Н. И. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 152 с.
7.
Козловская Е. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма:
Методическое пособие / Е. Козловская. – М.: Третий Рим, 2007. – 64 с.
8.
Крутецкая В. А. Дружок. Правила дорожного движения. Книжка-подсказка
для младших школьников / В. А. Крутецкая. – М.: Литера, 2013. – 16 с.
9.
Орлова Д. Правила дорожного движения для школьников и малышей:
Учебное пособие / Д. Орлова. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 36 с.
10.
Сюньков В. Правила дорожного движения. 1 – 4 классы / В. Сюньков, П.
Ижевский, Б. Хренников, М. Маслов, И. Александрова. – М.: Просвещение, 2009. – 32 с.
11.
Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения. 1 – 4 классы / Л.
И.Тошева. – М.: Вако, 2011. – 240 с.
14

Перечень литературы для обучающихся и родителей
1.
Третьякова А. А. Правила дорожного движения. 1 – 4 классы / А. А.
Третьякова, Е. Ю. Лавлинскова, И. А. Река, Е. Ф. Таркова, В. В. Шумилова. – Волгоград:
Учитель, 2015. – 111 с.
2.
Усачёв А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их
родителей /А. Усачёв. – М.: Самовар, 2011. – 64 с.
3.
Шалаева Г. П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г. П.
Шалаева. – М.: АСТ, Слово, 2009. – 176 с.

15

Приложение № 1
Тест на проверку знаний у детей 5-7 лет
Вопрос №1
На какое животное похож пешеходный переход?
A) Лошадь
B) Зебра
C) Корова
Вопрос №2
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
A) Зеленый
B) Красный
C) Оранжевый
Вопрос №3
Виды транспорта, передвигающиеся по небу
A) Воздушные
B) Наземные
C) Водные
Вопрос №4
Какой транспорт является общественным?
A) Грузовой
B) Легковой
C) Автобус
Вопрос №5
Как называют людей, идущих по улице?
A) Пешеходы
B) Водители
C) Пассажиры
Вопрос №6
Где нужно ждать общественный транспорт?
A) На проезжей части
B) На остановке
C) В магазине
Вопрос №7
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
A) Один
B) Два
C) Три
Вопрос №8
Какой вид транспорта относится к водному?
A) Поезд
B) Самолёт
C) Катер
Вопрос №9
С помощью какого предмета регулировщик управляет движением транспорта и пешеходов?
A) Волшебная палочка
B) Жезл
C) Золотой ключик
Вопрос №10
Водителям какого транспорта, можно ехать на красный сигнал светофора?
A) Автобуса
16

B) Скорой помощи
C) Трактора
Правильные ответы, решения к тесту:
Вопрос №1
Правильный ответ — B
Вопрос №2
Правильный ответ — A
Вопрос №3
Правильный ответ — A
Вопрос №4
Правильный ответ — C
Вопрос №5
Правильный ответ — A
Вопрос №6
Правильный ответ — B
Вопрос №7
Правильный ответ — B
Вопрос №8
Правильный ответ — C
Вопрос №9
Правильный ответ — B
Вопрос №10
Правильный ответ — B
Итоговый уровень определяется набранной суммой баллов, каждый правильный
ответ 1 балл.
Высокий уровень 7-8 баллов;
Средний уровень 5-6 баллов;
Низкий уровень 4 и менее.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».