Положение о ППРС МБДОУ - детский сад № 71

Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 71
620146, г. Екатеринбург, бульвар Денисова-Уральского, д.10, тел.:(343) 267-30-15, факс: (343) 267-30-21,
e-mail: mdou71@eduekb.ru 

Утверждено:
Приказом заведующего
МБДОУ - детский сад № 71
__________________Н.В. Разуева
№ 89-од от 02.09. 2024г.

Принято:
на заседании Педагогического совета
МБДОУ - детский сад №71
02.09.2024 г. Протокол № 1

Положение
о предметно пространственной образовательной среде
МБДОУ - детский сад № 71

Екатеринбург
2024

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде
МБДОУ - детский сад № 71 (далее – Учреждение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», № 185 от 02 июля 2013 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
- Письмом Минобразования России от 17 мая 1995 года №61/1912 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с
«Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и
игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр
и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных
образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и
игрушек»).
- Приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»
- Письмом Минобразования России от 15.03.2004 №035146ин/1403 «О направлении
Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного
возраста, воспитывающихся в семье».
- Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового
II. Назначение и цели организации РППС в Учреждении
2.1. РППС Учреждения (группы, участка) обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, во
всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.
2.2. РППС Учреждения (группы, участка) обеспечивает:
- реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования,
используемую в образовательном процессе Учреждения; - в случае организации
инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей воспитанников Учреждения.
2.3. РППС Учреждения (группы) должна быть:
- содержательно-насыщенной,
развивающей;
трансформируемой;

полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
воспитанников и содержанию Основной образовательной программы дошкольного
образования Учреждения (далее – Программа).
Образовательное пространство Учреждения (группы, участка) должно быть оснащено
средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании Учреждения и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие воспитанников во
взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей воспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Учреждении (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Учреждении (группе) различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор воспитанников; - периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений Учреждения, где осуществляется
образовательная деятельность;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих Учреждение (группу), к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинетов узких специалистов
направлена на обеспечение психологически комфортной атмосферы и эмоционального
благополучия для всех участников педагогического процесса.
Все пространство кабинетов организовано в соответствии со спецификой
профессиональной деятельности, состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона
имеет свою функциональную нагрузку.
III. Задачи развивающей предметно-пространственной среды
1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой); Способствовать развитию двигательной
активности, в том числе развитию крупной и мелкой моторики, участию в подвижных
играх и соревнованиях;
2. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
3. Побуждать детей к самовыражению.
IV.Формирование развивающей предметно-пространственной среды
Учреждения
3.1. Учреждение, педагоги Учреждения самостоятельно выбирают и приобретают
средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том
числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в
соответствии со спецификой Программы.
3.2. Педагоги несут ответственность за построение эффективной развивающей
предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями основных
нормативных документов.
V.Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды Учреждения
4.1. РППС Учреждения (группы, участка) должна быть безопасной,
здоровьесберегающей, эстетически привлекательной и развивающей.
4.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной группы,
игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
4.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности
взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей
потребностям детского возраста.
4.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
4.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.) должна
обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный
интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
4.6. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной
двигательной активности детей:

- площадь, свободную от мебели и игрушек,
- игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности,
4.7. Игрушки, стимулирующие двигательную активность, необходимо менять
несколько раз в день.
4.8. В старших группах игровая среда должна содержать гибкие модули, ширмы,
занавеси, кубы, стулья, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания
имеющегося игрового пространства.
РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к
наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) заростом
растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с
природным материалом.
4.9. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое
оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
4.10. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
4.11. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
РППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
VII. Критерии оценки РППС.
«Качество организации развивающей предметно - пространственной среды»
В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы, характеризующие
качество развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно пространственной среды отслеживались на предмет соответствия возрастным
возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.
Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале: соответствие параметра
требованиям нормативных документов – 3 балла; частичное соответствие – 2 балл;
несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1).

Требования к
РППС

Индикаторы

Показатели

Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
частичное соответствие – 2 балла;
несоответствие (или отсутствие) – 1 балл.
1. Насыщенность
среды

Наличие пространств (зон),
обеспечивающих игровую,
познавательную, исследовательскую
и творческую активность всех
воспитанников,
экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с
песком и водой)

Наличие пространств (зон),
обеспечивающих двигательную
активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и
соревнованиях

Наличие в группе не менее 8 пространств
(упражнений в практической жизни,
игрового, сенсорного развития,
математического развития, освоения
родного языка, формирования
представления об основах естествознания
и культуры с лаборатория для
экспериментирования в том числе с
песком, водой; художественного
творчества, чтения и отдыха,
конструирования, уединения) в
соответствии с ООП ДОУ.
Наличие в группе 4-6 пространств,
частично обеспечивающих игровую,
познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное соответствие ППС
образовательной программе.
Отсутствие или минимальное
зонирование (2-3 пространства), слабо
обеспечивающих игровую,
познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное соответствие ППС
Образовательной программе.
Наличие пространства двигательной
активности, развития крупной моторики с
соответствующим спортивным и игровым
оборудованием, спортивными
сооружениями.
Наличие пространства двигательной
активности, развития крупной моторики
минимальным набором спортивного и
игрового оборудования.
Отсутствие пространства двигательной
активности, развития крупной моторики с
соответствующим спортивным и игровым
оборудованием, спортивными
сооружениями.
Наличие пространства для развития
мелкой моторики.
Минимальный набор материалов на
развитие мелкой моторики.
Отсутствие материалов на развитие
мелкой моторики.
Педагоги планируют подвижные игры,
активную деятельность , направленную на
развитие крупной и мелкой моторики
(Планы педагогов). Дети (5-6 лет)

Оценка

Обеспечение возможности
самовыражения детей

2. Трансформируемость
пространства

Предметы среды легкие и
безопасные, могут быть перенесены,
переставлены самим ребенком
(столы, стулья, мягкие и игровые
модули, коврики, ширмы и т.п.)

3. Трансформируемость самим
ребёнком

Наличие возможности у детей
выделить пространство для
индивидуальной или парной,
совместной игры, другой
деятельности (мягкие и игровые
модули, коврики, ширмы и т.п.)

4. трансформи
руемость педагогом

демонстрируют умение организовать и
провести подвижные игры.
В планах педагогов отведено место и
планируются подвижные игры.
Инициатором в проведении являются
педагоги.
Игры не планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в проведении
являются педагоги.
Наличие материалов и предметов,
полностью подготовленных для
продуктивной деятельности, а также
места для размещения продуктов
деятельности детьми.
Минимальное наличие материалов, детям
приходится обращаться к педагогу
Отсутствие готовых материалов для
продуктивной деятельности
Наличие материалов и предметов для
организации театрализованной
деятельности, изготовления атрибутов
детьми. Наличие работ детей (рисунки,
модели, поделки), атрибутов,
изготовленных детьми.
Минимальное наличие материалов, детям
приходится обращаться к педагогу
Отсутствие готовых материалов для
театрализованной деятельности
50-80% детского оборудования (кроме
стеллажей) могут перенесены детьми.
Отсутствие предметов, которые бы дети
могли легко переносить.
Отсутствие деятельности по
трансформации среды
Наличие мягких и игровых модулей,
ковриков, ширм, тканей, крупных
конструкторов. Использование их детьми
для организации своих пространств.
Частичная доступность. Нечастая
организация детьми своих пространств.
Деятельность детей в общем пространстве
группы без организации небольших
пространств по интересам.

Наличие возможности легкого
преобразования игровой,
продуктивной и прочей
деятельности, самостоятельной
организации игры: доступность
атрибутов и материалов для разных
видов деятельности
Возможность детьми
самостоятельно размещать
продукты своей деятельности
(доступные места и способы
крепления

Наличие и доступность атрибутов и
материалов для разных видов
деятельности.
Активное использование их детьми.
Частичная доступность.
Нет

презентации работ детей, как
плоскостных (изображений), так и
объемных (модели, поделки,
конструкции)

Организовано минимум два места для
размещения детьми работ
Организовано одно место.
Таких мест нет, либо это выставка работ
детей для посетителей.
При организации деятельности дети не

Наличие и поддержание в рабочем

Работы оформлены и размещены детьми
самостоятельно
Работы оформлены и размещены
педагогом
Детские работы не транслируются

состоянии материалов и атрибутов
для легкой трансформации среды
детьми (стеллажи, контейнеры для
материалов и атрибутов, наличие
предметов для продуктивной
деятельности)
Педагоги анализируют и вносят
изменения в среду не реже 2- 3 раз в
месяц в соответствии с комплекснотематическим планом и актуальным
состоянием детей и их интересами

3. Полифункциональность
материалов

4. Вариативность
среды

Наличие в группе
полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов,
пригодных для использования в
разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
возможность разнообразного
использования различных
составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.

Наличие разнообразных материалов,
игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор
детей;

обращаются к педагогам за материалами и
атрибутами.
Есть обращения детей, педагоги достают
предметы и атрибуты с закрытых либо
малодоступных полок.
Отсутствие доступных атрибутов,
материалов.
Есть план работы педагогов, в котором
осуществляется планирование изменений
среды.
План опирается на наблюдения за детьми
и комплексно - тематическое
планирование (если таковое имеется)
Работа по изменению среды проводится,
но без продуманного планирования и не
фиксируется или фиксируется частично в
документации педагогов
Работы по изменению среды
фрагментарна, практически отсутствует
Наличие детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, подушек, ковриков,
крупных конструкторов и конструкторов
из природных материалов.
Незначительное количество.
Отсутствие матов, мягких модулей, ширм,
подушек, ковриков и т.п.
Выделено время в режиме дня и
регламенте образовательной деятельности
для свободной игры и другой
деятельности детей с использование
полифункциональных материалов ( от 25
до 40- 45мин и больше). Разнообразное
использование их детьми.
В режиме дня и регламенте
образовательной деятельности выделено
недостаточно времени(15-20мин) для
свободной игры и другой деятельности
детей с использование
полифункциональных материалов.
В режиме дня и регламенте
образовательной деятельности не
выделено время для свободной игры и
другой деятельности детей с
использование полифункциональных
материалов.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с ООП
(раздел «Развивающая предметнопространственная среда») на уровне 8090%.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с ООП
(раздел «Развивающая предметнопространственная среда») на уровне 5079%.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с ООП
ООДО (раздел «Развивающая предметнопространственная среда») на уровне 3049%.

Периодическая сменяемость
игрового материала, появление
новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную,
познавательную и
исследовательскую активность

детей.

5. Доступность
среды предполагает

Доступность для воспитанников, в
том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность

Свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности

исправность и сохранность
материалов и оборудования

Есть план работы педагогов, в котором
осуществляется планирование изменений
среды. План опирается на наблюдения за
детьми и комплексно- тематическое
планирование (если таковое имеется).
Работа по изменению среды проводится,
но без продуманного планирования и не
фиксируется или фиксируется частично в
документации педагогов
Работы по изменению среды
фрагментарна, практически отсутствует
Доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность.
Частичная доступность для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность.
Недоступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, большинства помещений, где
осуществляется образовательная
деятельность.
Свободный доступ детей, в том числе
детей с ограниченными возможностями
здоровья, к всем играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности.
Частичный свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды
детской активности; имеются закрытые
для детей шкафы, полки детскими
материалами выше уровня доступности
(если это не пространства хранения
материалов для изменения среды).
Ограниченный доступ детей, в том числе
детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности; более половины
игрового материала находятся в закрытых
шкафах, на недоступных полках.
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и функциональны
на 86-100%.
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и функциональны
на 60-85% .
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном, привлекательном
виде, укомплектованы и функциональны

6. Безопасность
предметно пространственно й
среды

соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их
использования

менее, чем на 60%.
Соответствие всех элементов РППС
требованиям СанПиН, пожарной
безопасности, инструкциям по
безопасности в ДОУ; наличие
относительно опасных предметов, если
того требует образовательная программа
(ножницы, наборы с иглами для
вышивания и т.п.) при условии
соблюдения мер безопасного их
использования, наличия описаний работы
с такими материалами.
Частичное соответствие всех элементов
РППС требованиям СанПиН, пожарной
безопасности, инструкциям по
безопасности в ДОУ.
Полное несоответствие
требованиям СаНПиН и пожарной
безопасности и др.
ИТОГО:

Максимальное число балов, которое может быть набрано по результатам самооценки развивающей
предметно-пространственной среды – 63 балла.
Итоговая таблица самооценки РППС в группах в соответствии с требованиями ФГОС
№ Требования ФГОС
Не
соответствует соответствует Итого Средний
соответствует частично
полностью
балл
требованиям
(2 балла)
(3 балла)
(1 балл)
1
Содержательнонасыщенная
2
Трансформируемая
3
Полифункциональная
4
Вариативная
5
Доступная
6
Безопасная
ИТОГО

Карта самооценки «Качество организации развивающей предметно-пространственной среды»
(Спортивный зал)
В картах самооценки представлены конкретные индикаторы, характеризующие качество
развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно-пространственной среды
отслеживаются на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию
образовательной программы ДОУ. Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
соответствие параметра требованиям нормативных документов –3 балла; частичное соответствие –2
балл; несоответствие (или отсутствие) –1 балл.
Требования
к Индикаторы
Показатели
Оценка
РППС
1.
Наличие пространств
Наличие в группе не менее 8
пространств
(упражнений
в
Насыщенность
(зон), обеспечивающих
среды
игровую,
познавательную, практической жизни,
исследовательскую
и игрового, сенсорного развития,
творческую активность всех математического
развития,
воспитанников,
освоения
родного
языка,
формирования
представления
об
экспериментирование
с
доступными
детям основах естествознания и
культуры с лаборатория для
материалами (в том числе с
экспериментирования в том числе с
песком и водой)
песком, водой; художественного
творчества, чтения и отдыха,
конструирования, уединения) в
соответствии с ООП ДОУ.
Наличие в группе 4-6 пространств,
частично обеспечивающих
игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалам
Отсутствие
или
минимальное
зонирование (2-3 пространства),
слабо обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех
воспитанников,
экспериментирование
с
доступными детям
материалами.
Неполное
соответствие ППС Образовательной
программе.
Наличие пространств (зон),
Наличие пространства двигательной
обеспечивающих
активности, развития
двигательную активность, в

том числе
крупной
моторики
с
соответствующим спортивным и
развитие крупной и мелкой
моторики,
участие
в игровым
оборудованием,
спортивными
подвижных
сооружениями.
играх и соревнованиях
Наличие пространства двигательной
активности, развития
крупной моторики минимальным
набором спортивного и
игрового оборудования.
Отсутствие
пространства
двигательной активности, развития
крупной
моторики
с
соответствующим спортивным и
игровым
оборудованием,
спортивными
сооружениями.
Наличие пространства для развития
мелкой моторики.
Минимальный набор материалов на
развитие мелкой моторики.
Отсутствие материалов на развитие
мелкой моторики.
Педагоги планируют подвижные
игры, активную деятельность ,
направленную на развитие крупной
и мелкой моторики (Планы
педагогов).
Дети
(5-6
лет)
демонстрируют
умение
организовать
и провести подвижные игры.
В планах педагогов отведено место
и планируются подвижные
игры. Инициатором в проведении
являются педагоги.
Игры не планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в
проведении являются педагоги.
Обеспечение возможности Наличие материалов и предметов,
самовыражения детей
полностью подготовленных
для продуктивной деятельности, а
также места для размещения
продуктов деятельности детьми.
Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу

Отсутствие готовых материалов для
продуктивной деятельности
Наличие материалов и предметов
для организации
театрализованной
деятельности,
изготовления атрибутов
детьми. Наличие работ детей
(рисунки, модели, поделки),
атрибутов, изготовленных детьми.

2. Трансформируемость
пространства

Предметы среды легкие
и безопасные, могут
быть
перенесены,
переставлены самим
ребенком (столы, стулья,
мягкие и игровые модули,
коврики, ширмы
и т.п.)
2.1. Трансформи- Наличие возможности
у
руемость самим детей выделить
ребенком
для
пространство
индивидуальной или
парной, совместной
игры, другой
деятельности (мягкие и
игровые модули,
коврики, ширмы и т.п.)

Наличие возможности
легкого преобразования
игровой, продуктивной и
прочей деятельности,
самостоятельной
организации игры:
доступность атрибутов и
материалов для разных
видов деятельности
Возможность детьми

Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу
Отсутствие готовых материалов для
театрализованной
деятельности
50-80% детского оборудования
(кроме
стеллажей)
могут
перенесены детьми.
Отсутствие предметов, которые бы
дети могли легко переносить.
Отсутствие
деятельности
по
трансформации среды
Наличие
мягких
и
игровых
модулей, ковриков, ширм, тканей,
крупных
конструкторов.
Использование их детьми для
организации своих пространств.
Частичная доступность. Нечастая
организация
детьми
своих
пространств.
Деятельность детей в общем
пространстве
группы
без
организации
небольших
пространств по интересам.
Наличие и доступность атрибутов и
материалов для разных видов
деятельности
Активное использование их детьми.
Частичная доступность.
Нет

Работы оформлены и размещены

2.2. Трансформируемость
педагогами

самостоятельно
размещать продукты
своей
деятельности
(доступные места и
способы крепления
Наличие
места
для
презентации работ детей,
как плоскостных
(изображений),
так
и
объемных (модели,
поделки, конструкции)
Наличие и поддержание
в рабочем состоянии
материалов и атрибутов
для легкой
трансформации среды
детьми
(стеллажи,
контейнеры для
материалов и атрибутов,
наличие предметов для
продуктивной
деятельности)
Педагоги анализируют и
вносят изменения в среду не
реже 2- 3 раз в
месяц в соответствии с
комплекснотематическим планом и
актуальным состоянием
детей и их интересами

3. Полифункци- Наличие в группе
ональность
полифункциональных
материалов
(не обладающих жестко
закрепленным способом
употребления)
предметов, в том числе
природных материалов,
пригодных для
использования в разных

детьми самостоятельно
Работы оформлены и размещены
педагогом
Детские работы не транслируются
Организовано минимум два места
для размещения детьми работ.
Организовано одно место.
Таких мест нет, либо это выставка
работ детей для посетителей.
При организации деятельности дети
не обращаются к педагогам за
материалами и атрибутами.
Есть обращения детей, педагоги
достают предметы и атрибуты с
закрытых либо малодоступных
полок.
Отсутствие доступных атрибутов,
материалов.

Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется
планирование изменений среды
План опирается на наблюдения за
детьми и комплексно- тематическое
планирование
(если
таковое
имеется)
Работа по изменению среды
проводится, но без продуманного
планирования и не фиксируется или
фиксируется
частично
в
документации педагогов
Работы по изменению среды
фрагментарна,
практически
отсутствует
Наличие детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, подушек,
ковриков, крупных конструкторов и
конструкторов
из
природных
материалов.
Незначительное количество.
Отсутствие матов, мягких модулей,
ширм, подушек, ковриков и т.п.

видах детской
активности (в том числе
в качестве предметовзаместителей
в
детской
игре).
возможность разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной
среды,
например, детской мебели,
матов,
мягких
модулей,
ширм и т.д.

4. Вариативность
среды

Наличие разнообразных
материалов, игр,
игрушек и оборудования,
обеспечивающих
свободный выбор детей;

Периодическая сменяемость
игрового
материала,

Выделено время в режиме дня и
регламенте образовательной
деятельности для свободной игры и
другой деятельности детей с
использование
полифункциональных материалов
(от 25 до 40-45мин и больше).
Разнообразное использование их
детьми.
В режиме дня и регламенте
образовательной деятельности
выделено недостаточно времени(1520мин) для свободной игры
и другой деятельности детей с
использование
полифункциональных материалов.
В режиме дня и регламенте
образовательной деятельности не
выделено время для свободной
игры и другой деятельности
детей
с
использование
полифункциональных материалов.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с
ООП
(раздел
«Развивающая
предметнопространственная
среда») на уровне 80-90%.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с
ООП
(раздел
«Развивающая
предметнопространственная среда») на уровне
50-79%.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в
соответствии с ООП ООДО (раздел
«Развивающая предметнопространственная среда») на уровне
30-49%.
Есть план работы педагогов, в
котором осуществляется

появление новых предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность детей

5.
Доступность Доступность для
среды
воспитанников, в том
предполагает
числе детей с
ограниченными
возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная
деятельность.

Свободный доступ детей, в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской
активности

планирование изменений среды.
План опирается на наблюдения
за
детьми
и
комплекснотематическое планирование (если
таковое имеется).
Работа по изменению среды
проводится, но без продуманного
планирования и не фиксируется или
фиксируется частично в
документации педагогов
Работы по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует
Доступность для воспитанников, в
том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность.
Частичная
доступность
для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья и детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная
деятельность.
Недоступность для воспитанников,
в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья и детей-инвалидов,
большинства
помещений,
где
осуществляется образовательная
деятельность
Свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к всем
играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской
активности.
Частичный
свободный
доступ
детей, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные

исправность и сохранность
материалов и оборудования

6. Безопасность соответствие всех ее
предметно
- элементов требованиям
пространственно по обеспечению
й среды
надежности и
безопасности их
использования
.

виды
детской
активности;
имеются
закрытые для детей шкафы, полки
детскими материалами выше уровня
доступности (если это не
пространства хранения материалов
для изменения среды).
Ограниченный доступ детей, в том
числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные
виды
детской
активности;
более
половины игрового материала
находятся в закрытых шкафах, на
недоступных полках.
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
на 86-100%.
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
на 60-85% .
Материалы, игрушки, оборудование
находится в исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
менее, чем на 60%.
Соответствие всех
элементов
РППС
требованиям
СанПиН,
пожарной
безопасности,
инструкциям по безопасности в
ДОУ;
наличие
относительно
опасных предметов, если того
требует образовательная программа
(ножницы, наборы с иглами для
вышивания и т.п.) при условии
соблюдения мер безопасного их
использования, наличия описаний
работы с такими
материалами.
Частичное
соответствие
всех

элементов РППС требованиям
СанПиН, пожарной безопасности,
инструкциям по безопасности
В ДОУ.
Полное
несоответствие
требованиям СаНПиН и пожарной
безопасности и др
Итого:
Максимальное число балов, которое может быть набрано по результатам самооценки развивающей
предметно-пространственной среды – 63 балла.
Итоговая таблица самооценки РППС в спортивном зале в соответствии с требованиями ФГОС
№ Требования ФГОС
Не
соответствует соответствует Итого Средний
соответствует частично
полностью
балл
требованиям
(2 балла)
(3 балла)
(1 балл)
1
Содержательнонасыщенная
2
Трансформируемая
3
Полифункциональная
4
Вариативная
5
Доступная
6
Безопасная
ИТОГО

Карта оценки «Качество организации развивающей предметно-пространственной среды»
музыкальный зал
В картах самооценки представлены конкретные индикаторы, характеризующие качество
развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно-пространственной среды
отслеживаются на предмет соответствия возрастным возможностям детей и содержанию
образовательной программы ДОУ. Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
соответствие параметра требованиям нормативных документов –3 балла; частичное соответствие –2
балл; несоответствие (или отсутствие) –1 балл.
Показатели
Оценка
Требования
к Индикаторы
РППС
Наличие в зале 3 пространств, 3
1.
Наличие пространств
(зон).
Пространство частично обеспечивающих
Насыщенность
2
музыкального зала, так же
активность всех воспитанников.
среды
1
как и групповую комнату,
Отсутствие
или
минимальное
можно условно разделить на зонирование
такие же три зоны: рабочую,
спокойную и активную.
Наличие
достаточно
большого 3
Наличие пространств (зон),
свободного
пространства
для 2
достаточно
большое
движения: 1
свободное
пространство музыкального
обеспечивающее активность дидактические игры для развития
ритма,
танцевальнодля музыкального движения, чувства
участие в праздниках - ритмические упражнения, игровое
музыкально-двигательное
Активная зона.
творчество и т. д.
Наличие
минимального
пространства
двигательной
активности.
Отсутствие
пространства
двигательной активности
Спокойная зона- самая
Наличие пространства для развития 3
важная, значимая для
музыкальных способностей.
2
музыкального воспитания
Оборудование спокойной зоны 1
состоит
из
музыкального
инструмента (как правило, это
фортепиано, пространства, где дети
могут сидеть на стульях или стоять,
мольберта, на который можно
поставить наглядный материал,
стеллажа или столика, если нужно
поставить макет или посадить
игрушку, используемую в игровой
ситуации.
Минимальный набор материалов
для
музыкального
воспитания
Отсутствие
материалов
для
музыкального воспитания

Обеспечение возможности
самовыражения детей

Наличие материалов и предметов,
полностью подготовленных
для продуктивной деятельности, а
также места для размещения
продуктов деятельности детьми.
Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу
Отсутствие готовых материалов для
продуктивной деятельности
Наличие материалов и предметов
для организации
театрализованной
деятельности,
изготовления атрибутов
детьми. Наличие работ детей
(рисунки, модели, поделки),
атрибутов, изготовленных детьми.
Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу
Отсутствие готовых материалов для
театрализованной
деятельности
50-80% детского оборудования
2. Трансформи- Предметы среды легкие
(кроме
стеллажей)
могут
руемость
и безопасные, могут
пространства
быть
перенесены, перенесены. Отсутствие предметов,
бы
можно
легко
переставлены в соответствии которые
Отсутствие
с
мероприятиями, переносить.
деятельности по трансформации
проходящими в зале.
среды
2.1. Трансформи- Наличие возможности
Наличие и доступность атрибутов и
руемость самим легкого
преобразования материалов для разных видов
ребенком
пространства для творческой деятельности
Активное использование их детьми.
деятельности;
Частичная доступность.
доступность атрибутов и
материалов для разных
видов
музыкальной Нет
деятельности
Возможность детьми
Работы оформлены и размещены
детьми самостоятельно
самостоятельно
Работы
оформлены и размещены
размещать продукты
своей
деятельности педагогом
Детские работы не транслируются
(доступные места и
способы крепления
2.2. Трансформи- Наличие
места
для Организовано минимум два места
руемость
презентации работ детей,
для размещения детьми работ.

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2

педагогами

Организовано одно место.
Таких мест нет, либо это выставка
работ детей для посетителей.
Наличие и поддержание
При организации деятельности
педагоги
не
обращаются
к
в рабочем состоянии
музыкальному руководителю за
материалов и атрибутов
материалами и атрибутами.
для легкой
Есть
обращения педагогов, т.к.
и свободной возможности
частично доступны
воспитателям использовать материалы
их в группе (стеллажи, Отсутствие доступных атрибутов,
материалов.
контейнеры для
материалов и атрибутов,
наличие предметов для
продуктивной
деятельности)
Наличие
детской
мебели,
3. Полифункци- Наличие в зале
разнообразных материалов (маски,
ональность
полифункциональных
платочки,
музыкальные
материалов
предметов,
инструменты, костюмы и т.д.).
пригодных для
Незначительное количество.
использования в разных
Отсутствие
видах детской
активности (музыка, танцы,
игры, театрализации).
4. Вариативность Наличие разнообразных
Наличие материалов игр, игрушек и
среды
оборудования в соответствии с
материалов, игр,
ООП
(раздел
«Развивающая
игрушек и оборудования,
предметнопространственная
обеспечивающих
среда») на уровне 80-90%.
свободный выбор детей;
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с
ООП
(раздел
«Развивающая
предметно-пространственная
среда») на уровне 50-79%.
Наличие материалов игр, игрушек и
оборудования в соответствии с
ООП ООДО (раздел «Развивающая
предметнопространственная
среда») на уровне 30-49%.
Периодическая сменяемость Есть план работы педагогов, в
игрового
материала, котором осуществляется
появление новых предметов, планирование изменений среды.
стимулирующих
План опирается на наблюдения
игровую,
двигательную, за
детьми
и
комплекснопознавательную
и тематическое планирование (если
исследовательскую
таковое имеется).
активность детей
Работа по изменению среды
Для свободной музыкальной
деятельности с детьми

1

3

2
1

3

2
1

3

2

1

3

2

1

5.
Доступность Доступность для
среды
воспитанников, в том
предполагает
числе детей с
ограниченными
возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная
деятельность.

Свободный доступ детей, в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям, обеспечивающим
все
основные
виды
музыкальной
детской
активности

проводится, но без продуманного
планирования и не фиксируется или
фиксируется частично в
документации педагогов
Работы по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует
Доступность для воспитанников, в
том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность.
Частичная
доступность
для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья и детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется
образовательная
деятельность.
Недоступность для воспитанников,
в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов,
большинства
помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
Свободный доступ детей, в том
числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к всем
играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все
основные
виды
детской
музыкальной активности.
Частичный
свободный доступ
детей, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные
виды
детской
музыкальной
активности; имеются закрытые для
детей шкафы, полки детскими
материалами
выше
уровня
доступности (если это не
пространства хранения материалов
для изменения среды).
Ограниченный доступ детей, в том

3

2

1

3

2

1

исправность и сохранность
материалов и оборудования

6. Безопасность соответствие всех ее
предметно
- элементов требованиям
пространственно по обеспечению
й среды
надежности и
безопасности их
использования
.

Итого:

числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; более
половины
игрового
материала
находятся в закрытых шкафах, на
недоступных полках.
Материалы, игрушки, оборудование
находится
в
исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
на 86-100%.
Материалы, игрушки, оборудование
находится
в
исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
на 60-85% .
Материалы, игрушки, оборудование
находится
в
исправном,
привлекательном
виде,
укомплектованы и функциональны
менее, чем на 60%.
Соответствие всех
элементов
РППС
требованиям
СанПиН,
пожарной
безопасности,
инструкциям по безопасности в
ДОУ;
наличие
относительно
опасных предметов, если того
требует образовательная программа
(ножницы, наборы с иглами для
вышивания и т.п.) при условии
соблюдения мер безопасного их
использования, наличия описаний
работы с такими материалами.
Частичное
соответствие
всех
элементов РППС требованиям
СанПиН, пожарной безопасности,
инструкциям по безопасности
в ДОУ.
Полное
несоответствие
требованиям СаНПиН и пожарной
безопасности и др

3

2

1

3

2

1

Итоговая таблица самооценки РППС в музыкальном зале в соответствии с
требованиями ФГОС
№ Требования ФГОС
соответств соответств Итого Сред
Не
соответств ует
ний
ует
ует
балл
частично
полностью
требования (2 балла)
(3 балла)
м
(1 балл)
1
Содержательнонасыщенная
2
Трансформируемая
3
Полифункциональная
4
Вариативная
5
Доступная
6
Безопасная
ИТОГО

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».