Содержание 1. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области.................................................................................3 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка……………………………………………………..….6 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы…………………..…………...10 2.3. Содержание общеразвивающей программы………………………………...11 2.4. Планируемые результаты …………………………………………………….17 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы……………………………………………....21 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации.…….22 4. Используемая литература ................................................................................24 2 Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области Основания создания и функционирования регионального общедоступного программного навигатора. Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный уровень • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей). • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) далее - Федеральный приоритетный проект). Региональный уровень • Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». • Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035г.» • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». Основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Порядок организации и осуществления образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г., №09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций дополнительного образования» (далее – СанПиН). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г., №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразвивательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г., №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программам». Согласно ФЗ №273 (статья 12 пункт 5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – общеразвивающие программы) организации, осуществляющие образовательную деятельность должны руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения; учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы. Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей проектирования и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строится на следующих основаниях: - свобода выбора образовательных программ и режимы их освоения; - соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; - вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; - разноуровневость образовательных программ; 4 - модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; - ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; - творческий и продуктивный характер образовательных программ; - открытый и сетевой характер реализации. 5 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка. Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная Актуальность общеразвивающей программы: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Отличительные особенности общеразвивающей программы: Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжёлых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи). В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Адресат общеразвивающей программы: Программа предназначена для детей 5 – 7 лет. 6 Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения. Количество детей, одновременно находящихся в группе от 7 до 20 человек. Дети 5-6 лет обучающиеся по программе «Логоритмика», имеют тяжёлые нарушения речи, которые проявляются в общем недоразвитии речи II и III - Характеристика детей со II уровнем развития речи: Активный и пассивный словарный запас снижен и не соответствует Понимание обращённой речи затруднено. В высказываниях у детей представлены простые нераспространённые предложения. При этом наблюдаются грубые ошибки грамматических конструкций. Детям крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Типичные грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении звуков. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи. Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлечённых понятий, системы антонимов и синонимов. - Характеристика детей с III уровнем развития речи: Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Таким образом, речь характеризуется элементами лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активной речи представлены простые распространённые предложения. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Важной особенностью речи ребёнка является недостаточная словообразовательной деятельности. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть сторона. Речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и в конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Дети 6-7 лет обучающиеся по программе «Логоритмика», имеют тяжёлые нарушения речи, которые проявляются в общем недоразвитии речи III уровня. - Характеристика детей с III уровнем развития речи: 7 Важной особенностью речи ребёнка в подготовительной группе является работа по формированию словообразовательной деятельности, правильному дифференцированному наблюдаться замены, которые могут быть нестойкими в данном возрастном периоде. Звуковая сторона речи может проявляться в неточности артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Фонематическое восприятия проявляется в том, что дети выделяют первый, последний согласный, гласный звук в слове. Могут испытывать затруднения в определении гласного и согласного звука в середине слова. Подбирают самостоятельно картинки, в названии которых есть заданный звук. Для этих детей характерно понимание и употребление обобщающих понятий. Продолжается работа по расширению, уточнению и активизации словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изученных лексических тем, умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в Им. п. по всем лексическим темам. Режим занятий: Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25 минут. Второй год обучения (6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 минут. Объём общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – часов. Продолжительность части образовательной программы года обучения по учебному плану – 56 часа. Срок освоения общеразвивающей программы: 2 года. Уровневость общеразвивающей программы: Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. «Стартовый уровень» - использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: Фронтальная форма обучения. Виды занятий: Беседа, практическое занятие. Формы проведения результатов: Беседа, открытое занятие в форме видео. 8 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: развитие речи дошкольников посредством музыки и движения. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы: • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с речевыми недостатками; • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий; • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции; • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия; • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей. Музыкальное развитие • Развитие чувства ритма; • Развитие координации между словом(пением) и движением; • Развитие координации • Развитие и совершенствованиевокальноинтонационных данных; • Формирование музыкально-эстетических представлений ребёнка. Всестороннее развитие Речевое развитие • Развитие координации между словом и движением; • Развитие правильного дыхания; • Стимуляция речевого развития; • Развитие артикуляционно-речевого аппарата; • Слухоречевое развитие; • Систематизация «словаря» детей. • Формировать развитие функций и форм речи Физическое развитие 9 • Развитие интеллекта; • Развитие слухового внимания; • Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий; • Формирование способностипреодолевать трудности; • Развитие эмоциональнойотзывчивости; • Развитие «творческого Я» ребѐнка; • Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; • Укрепление физической формы ребѐнка; • Овладение двигательными навыками; • Формировать у детей ощущение границ своего тела; • развитие умения контролировать свой мышечный тонус • Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей; Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела. Темы Октябрь «Откуда хлеб пришёл?» Осень (человек, одежда, головные Количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практика 2 1 1 наблюдение 2 1 1 наблюдение 10 уборы, обувь). Ноябрь Домашние животные, птицы. 2 1 1 наблюдение Поздняя осень (обобщения). Перелётные птицы, подготовка животных, растений к зиме. 2 1 1 наблюдение Животные холодных и жарких стран. 1 0,5 0,5 наблюдение Мой город, моя страна. 2 1 1 наблюдение Профессии инструменты. и 2 1 1 наблюдение добрых 2 1 1 наблюдение Моя семья (дом, мебель, электроприборы). 1 0,5 0,5 наблюдение 2 1 1 наблюдение Зимующие птицы «Снегири» 2 1 1 наблюдение «Зимняя царица» 2 1 1 Предварительная диагностика. В гостях у Снегурочки 2 1 1 Предварительная диагностика. Рождественские сказки. 2 1 1 Наблюдение 2 - 2 наблюдение Неделя дел. Декабрь Начало зимы. Январь Зима. забавы Зимние и 11 развлечения. Зима. Как звери зимуют. 2 1 1 наблюдение «Уголок природы» 2 1 1 наблюдение 3 0,5 2,5 наблюдение А.С. 2 0,5 1,5 наблюдение День Защитника Отечества. Военные профессии. 1 1 - наблюдение Лес – наше богатство. Животные наших лесов. 2 1 1 наблюдение Международный женский день. Женские профессии. 1 - 1 наблюдение Народное творчество 3 - 3 наблюдение 2 наблюдение Февраль «Наши любимые сказки» Сказки Пушкина Март (фольклор, русская народная игрушка, посуда). Апрель Неделя игры и игрушки. 2 Ранняя весна. Пробуждение природы. 2 1 1 наблюдение «На лесном перекрестке» 2 1 1 наблюдение 12 Космос. 2 1 1 наблюдение Я - житель планеты Земля. 2 1 1 наблюдение Весна. Прилёт птиц. 2 1 1 наблюдение Моя планета. 56 Итоговая диагностика СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО (тематического) плана Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. 13 • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, 14 их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Принципы построения программы: • 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. 3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. 4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. 7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков. 15 9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. 10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку. 2.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Будут знать понятия ритм, звуки, слог, мимика, извлекать звуки с музыкальных инструментов, ритмично двигаться под музыку. Личностные результаты: Появится мотивация к получению новых знаний, интерес к пению музыкальным играм, играть в музыкальные игры, разовьется коммуникативный навык. Ребенок научится доводить дело до конца. Предметные результаты: Ребенок научится выразительно петь, чувствовать свое дыхание, работать с мимикой, развить речь. К концу 1 года обучения дети должны уметь: · Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике. · Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом. · Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. · Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму. · Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры. 16 Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения. Музыка и общая моторика. · Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах. · Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играхотождествлениях. Развитие функций и форм речи (в пении, слушании). · Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи; · Осваивать общение в диалоге. · Музыка и мелкая (тонкая) моторика. · Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога; · Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу; · Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями; · Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме. Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата. · Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу. · Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном движении. Музыкальная гимнастика для дыхания. · Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу. · Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков. · Развивать умение подчинять движение музыке. К концу 2 года обучения дети должны уметь: · Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально- образных играх и гимнастике (по подсказке педагога). 17 · Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом. · Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. · Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой. · Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. · Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму. · Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: излагать мысль в монологе. · Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно. · Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. · Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой. · Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур. · Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму. · Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики. · Играть и импровизировать на инструментах. 18 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы: Материально-техническое обеспечение. Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. • Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. • Мячи (латексные, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Технические средства: Музыкальный центр; • Музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: • Игровой и спортивный инвентарь: Ростовые куклы. • Костюмы зверей; • Музыкальные инструменты; • Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики; • Пособия на развитие дыхание, • Ритмические палочки, • Массажные мячики • Кадровое обеспечение Музыкальный руководитель: Иванова Ольга Дмитриевна 19 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное соци. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. - 2-й элемент: - .. - - 3-й элемент: --… 4-й элемент: …-- По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, • точность движений, • темп движений, • координацию движений, • переключение с одного движения на другое. Состояние мелкой моторики. • 20 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение с одного движения на другое. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. • Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. • Результаты заносятся в сводную неречевых психических функций». таблицу «Результаты диагностики Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач: 1. С целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка; 2. Построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы; 3. Для отбора методов, приемов и технологий. 21 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007; 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008; 3. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007; 4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001; 5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; 6. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009; 7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007; 8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004; 9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005; 10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000; 11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002; 12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005; 13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000; 14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; 15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 22