Содержание 1. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области.....................................................................................3 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка…………………………………………………….……….5 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы…………………..……….………..8 2.3. Содержание общеразвивающей программы……………………………….…….. 9 2.4. Планируемые результаты …………………………………………...……………14 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы…………………………………………………..15 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации ……...…16 4. Используемая литература .......................................................................................18 2 1.Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области Основания создания и функционирования регионального общедоступного программного навигатора. Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный уровень • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей). • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) далее - Федеральный приоритетный проект). Региональный уровень • Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». • Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035г.» • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». Основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Порядок организации и осуществления образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). 3 • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г., №09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций дополнительного образования» (далее – СанПиН). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г., №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразвивательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г., №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программам». Согласно ФЗ №273 (статья 12 пункт 5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – общеразвивающие программы) организации, осуществляющие образовательную деятельность должны руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения; учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы. Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей проектирования и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строится на следующих основаниях: - свобода выбора образовательных программ и режимы их освоения; - соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; - вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; - разноуровневость образовательных программ; - модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; - ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; - творческий и продуктивный характер образовательных программ; - открытый и сетевой характер реализации. 4 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка. Направленность общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная Актуальность общеразвивающей программы: В настоящее время многие дети дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и вместе с тем, вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Они обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Вибрационное воздействие мяча на организм занимающегося имеет обезболивающее действие, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация благоприятно воздействует на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Также она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, активизирует обмен веществ, улучшает работу сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем организма. Упражнения сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Они так же тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий. Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах фитболаэробики может использоваться как предмет, тренажер или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность: - для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса; - для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы; 5 - для увеличения гибкости и подвижности суставов; - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; - для развития ловкости и координации движений; - для развития пластики и музыкальности; - для расслабления и релаксации и др. Отличительные особенности общеразвивающей программы: По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач. Например, одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и танцевальность. Практически, это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий. Новизна программы: заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающей технологии – оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма и опорнодвигательного аппарата. Фитбол-гимнастика обладает: - специфическими особенностями по сравнению с другими видами аэробики люди, обладающие избыточным весом, болезнью суставов и другими отклонениями в состоянии здоровья не могут заниматься танцевальными и другими видами аэробики, но даже простое сидение на мяче способствует определенному оздоровительному эффекту, что делает занятиядля любого контингента занимающихся более доступными; - большим разнообразием средств таких как музыка и танец, воздействующие на организм и психику занимающихся в сочетании эффекта механической вибрации дает большой оздоровительный эффект. Популярность фитбол-гимнастики среди оздоровительных видов аэробики основана на её отличительных чертах: эффективности - решаются сразу несколько задач: развитие двигательных способностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, развитии функции равновесия и вестибулярного аппарата, учит согласованию движений с музыкой; 6 доступности: занятия на чудо-мяче полезны и доступны абсолютно всем детям, это показали исследования; эмоциональности и внешней привлекательности: связана, прежде всего, с самим предметом, ведь с древнейших времен мяч служил предметом игр и развлечений, а музыкальное сопровождение и танцевальные упражнения делают этот вид воистину привлекательным. Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна. При ее реализации у занимающихся формируются практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических двигательных занятиях, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Упражнения на мячах доступны всем, независимо от· возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и другими заболеваниями. При занятиях фитбол - гимнастикой сердечно-сосудистая система организма работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию, и поэтому во время динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Занимаясь фитбол -гимнастикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. Адресат общеразвивающей программы: Программа предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения. Количество детей одновременно находящихся в группе от 7 до 20 человек. Режим занятий: Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25 минут. Второй год обучения (6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 минут. Объём общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 64 часов. 7 Продолжительность части образовательной программы года обучения по учебному плану – 96 часов. Срок освоения общеразвивающей программы: 2 года. Уровневость общеразвивающей программы: Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. «Стартовый уровень» - использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: Фронтальная форма обучения. Виды занятий: Беседа, практическое занятие, Формы проведения результатов: Групповая, индивидуально-групповая 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: совершенствование физического развития и укрепление здоровья детей через использование фитбол-гимнастики. Задачи: Оздоровительные: • Формировать и закреплять навыки правильной осанки • Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. • Содействие развитию координационных способностей, функции равновесия. • Содействовать профилактике плоскостопия. Образовательные: • Освоение основ безопасности при работе на занятиях. • Вооружить занимающихся знаниями о влияние физических упражнений на состояния здоровья, о понятии здорового образа жизни • Учить выполнять упражнения на удержание равновесия (в положении сидя на мяче с отрывом ног от пола, в упоре лежа на бедрах); • Учить правильно выполнять основные исходные положения на фитболе (сидя, лежа на спине, на животе, на боку и др.); 8 • Учить выполнять основные движения с мячом (броски, ловля, удары об пол, упражнения в парах с перекатыванием и перебрасыванием мяча, упражнения, сидя на мяче, на шагах, с движениями рук и т.д.); Воспитательные: • Формирование и дальнейшее развитие у детей: коммуникативных способностей, умений действовать в команде, чувства ответственности за выполнение своих действий при работе в команде. • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой. • Воспитывать умение пользоваться основными приемами самостраховки при выполнении упражнений на мяче. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Данная программа составлена на основе пособия А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова «Двигательный игротреннинг для дошкольников», в котором представлена система занятий с использованием мячей - фитболов. Учебный план: Название разделов, количество часов: Формы и режим занятий. № Тема, содержание I 1 Разминка часть 2 3 ОРУ Работа на фитболе II часть 5-6 лет 3,5 мин 6-7 лет 4 мин 17 мин 21 мин Примечание Включает подготовительные упр., всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве Сидя на мяче, часть сидя на полу, стоя на коленях, лежа на полу, лежа на мяче Включает упражнения, проводимые основной и в заключительной части Подвижные игры III 4,5 мин 5 мин часть Релаксационные упражнение 25мин 30 мин 6 Продолжительность Фронтально -групповая, 10 - 15 человек 7 Форма ОД Сентябрь - сентябрь 8 Продолжительность май курса - май курса 2 2 9 Количество ОД 8 8 10 Количество ОД в месяц 64 64 11 Количество ОД в 4 5 9 год 12 Количество часов в год № 96 96 Тема Общее количес тво Теория Практика занятий 1 2 3 Мониторинг (тесты) Обучение выполнения комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе Обучение упражнениям на растягивание с использованием фитболов Обучение сохранению равновесия с различными положениями на фитболе 4 2 4 6 1 5 6 1 5 6 Формы аттестации /контроля Предварительн ая диагностика. наблюдение наблюдение наблюдение 1 4 5 наблюдение 5 Обучение упражнениям на сохранение правильной осанки при уменьшении площади опоры 1 4 5 наблюдение 6 Обучение выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе Обучение разнообразным положениям при выполнении упражнений в партере 7 8 Закрепление выполнения комплексов релаксации, дыхательной, глазной 1 5 6 1 5 6 наблюдение 1 5 6 наблюдение 10 гимнастики, подвижных игр Итого: 9 37 40 Содержание учебного (тематического плана) Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Основные задачи Научить выполнению комплекса ОРУ с пользованием фитбола в Согнуть руки в локтях, ладонями едином для всей группы вперед темпе Рекомендуемые упражнения -«Крылышки» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом пользованием фитбола в нии на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями едином для всей группы вперед «Махи ногами»- и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали. - и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях; - и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; - Ритмический комлекс – «Танец сидя», «Кузнечик» Научить выполнению «Растяжка» и.п: стоя в упоре на одном упражнений на колени не к боку к мячу, другая нога растягивание с выпрямлена и опирается на мяч ступней. использованием фитбола Выполнять медленные пружинистые покачивания; -«Каток» и.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено — на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад; -Подвижные игры - Ритмический комлекс – «Бегемот», «Волшебный цветок» Научить выполнению - «Наклоны» и.п: сидя на полу с согнутыми в упражнений в ногами боком к фитболу. Облокотиться на расслаблении мышц на фитбол, придерживая руками, расслабить фитболе мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться; и.п: сидя на полу спиной к фитболу, 11 придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо. Повторение изученного. Подвижные игры. Ритмический комплекс – «На болоте», «Часики» Занятия с фитболами начинаются со старшей группы. В старшем возрасте фитболы могут участвовать в бодрящей гимнастике после сна и в веселых эстафетах, в совместной деятельности. Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6- 7 раз. Продолжительность одного занятия в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий два раза в неделю. Структура занятия: 1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища. 2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а также лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма. 3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д. Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке. 1-е занятие: • Познакомить с первыми четырьмя упражнениями комплекса. • Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки. 2-е занятие: • Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса. • Разучить первые четыре упражнения на фитболе. 3-е занятие 12 • Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений. Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе. 4-е занятие: • Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе. Внедрение фитбол - гимнастики в образовательный процесс ДОУ вписывается довольно легко. Фитбол - гимнастику можно применять и в начальной школе. В результате данной работы повышается уровень физического развития и здоровья. Методы обучения и воспитания 1. Наглядный: показ, имитация, звуковой сигнал (свисток), зрительные ориентиры (предметы, разметка пола); 2. Словесный: объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы к детям, словесная инструкция; 3. Практический: 1. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении. 2. Метод повторений. 3. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений. Педагогические технологии В программу внесены нетрадиционные оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление, психогимнастика, упражнения для укрепления свода стопы). Каждая из обозначенных технологий имеет оздоровительную направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. 2.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Будут знать: базовые упражнений на фитболе, правила безопасности во время занятий с футболами. Личностные результаты: Появится мотивация к занятию к спорту. Ребенок будет знать свойства и функции фитбола, может самостоятельно выполнять знакомые ему упражнения с использованием фитбола. 13 Ребенок научится доводить начатое дело до конца. Предметные результаты: Ребенок будет следит за осанкой, укрепит мышечный корсет и вестибулярный аппарат. 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы 14 Материально-техническое обеспечение Обеспечение помещениями: - Спортивный зал. Оборудование и спортивный инвентарь: - Мячи для занятий фитбол-аэробикой (диаметр 45, 55, 65см). - Ковровое покрытие. Дополнительный инвентарь для общей физической подготовки: - платки, погремушки, мячи разного диаметра, ленточки, обручи, гимнастические скамейки, гантели, гимнастические палки и т.д. - Аудио- и видеоаппаратура. - Аудио- и видеоматериалы Вспомогательное оборудование: - Оборудование для мест хранения фитболов и спортивного инвентаря. Учебно-методический материал: - Научно-методическая литература. - Документы планирования учебного процесса (программа, годовой план, поурочное планирование). - Видеозаписи. Кадровое обеспечение Инструктор по физической культуре: Федосеева Оксана Николаевна 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации 15 Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков. Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: - проведение открытых компонентов непосредственно деятельности для родителей; - проведение развлечений. Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий. Того чтобы оптимизировать Образовательный процесс оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорнодвигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития. Оценки психомоторного развития дошкольников образовательных учреждений используются следующие диагностические методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения: - 3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; - 2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован. - 1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении; - 0 баллов - отказ от выполнения движения. Задания для детей 5-6 лет А - пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек. 16 В - ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения. С - ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно. D - ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед (помощь другой рукой отсутствует). Для ведущей руки норма 15 сек., для второй -20 сек. Задания для детей 6-7 лет А - в течение 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30-секундного отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу. В - ребенку предлагается по команде быстро, без помощи рук, сесть потурецки, затем встать. С -- ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см. D - ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек. 4. Используемая литература 17 1. Власенко Н.Ю. Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). – СПб. :) ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 112 с. 2. Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые мероприятия/ авт.сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова. – В. 3. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротреннинг для дошкольников» Санкт-Петербург 2002 год 4. Сайкина Е. Г., Кузьмина С.В. Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 160 с. 5. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. М.: ТЦ Сфера, 2012 18