Содержание 1. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию общеразвивающих и реализации программ дополнительных в условиях общеобразовательных персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области.....................................................................................3 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка……………………………………………………………..5 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы…………………..………………...7 2.3. Содержание общеразвивающей программы……………………………………....8 2.4. Планируемые результаты …………………………………………...……………19 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы…………………………………………………..20 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации …...……21 4. Используемая литература ......................................................................................23 2 1. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области Основания создания и функционирования регионального общедоступного программного навигатора. Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный уровень • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей). • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) далее - Федеральный приоритетный проект). Региональный уровень • Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». • Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035г.» • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». Основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Порядок организации и осуществления образовательный деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). 3 • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г., №09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций дополнительного образования» (далее – СанПиН). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г., №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразвивательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г., №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программам». Согласно ФЗ №273 (статья 12 пункт 5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – общеразвивающие программы) организации, осуществляющие образовательную деятельность должны руководствоваться иными нормативными актами по профилю реализуемой образовательной программы, локальными актами учреждения; учитывать иные рекомендации официальных организаций по профилю реализуемой образовательной программы. Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей проектирования и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строится на следующих основаниях: - свобода выбора образовательных программ и режимы их освоения; - соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; - вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; - разноуровневость образовательных программ; - модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; - ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; - творческий и продуктивный характер образовательных программ; - открытый и сетевой характер реализации. 4 2. Комплекс основных характеристик. 2.1. Пояснительная записка. Направленность общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная Актуальность общеразвивающей программы: В первые годы жизни ребёнок познаёт мир посредством движений. Этот возрастной период один из важных периодов в развитии движений ребёнка. Овладение движениями обеспечивает малышу самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. Чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям малыша, тем лучше разовьются и станут уверенными его движения. Движения и связанные с ними ощущения - источник радости для малыша. В период раннего возраста для малыша важно правильно овладеть основными движениями и продолжить их совершенствование и усложнение. Освоение основных движений напрямую влияет на развитие речи малыша. Та двигательная активность, которую ребёнок получает в течение дня, недостаточна для малыша, активно познающего окружающий мир. Поэтому посещение в детском саду дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной направленности создадут малышу благоприятные условия для его физического развития и удовлетворения потребности в двигательной активности. Отличительные особенности общеразвивающей программы: Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основанными условиями при обучении детей движению. Содержание игр и комплексов общеразвивающих игровых упражнений направлено на увлечение и заинтересованность малыша. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность. Повторяя движения (подражая), малыш быстрее и лучше воспринимает предлагаемую игру, упражнение или движение. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают малыша. Эффективность обучения достигается, если побудить малыша к самостоятельному проявлению. Во время занятий с малышом проводится индивидуальное общение, оказываются помощь и поддержка, необходимые малышу, т.к. проявление внимания со стороны взрослого оказывает положительные эмоции, стимулирует позитивное отношение малыша к данному виду движения, желание его выполнять. Новизна программы: заключается в том, что она реализуется через игровую деятельность с использованием подвижных и малоподвижных игр, игровых упражнений с предметами, различных по форме, цвету, материалу. Благодаря чему 5 малыш будет не только заинтересован, но и самостоятельно повторит предложенные движения. Занятия с предметами нравятся абсолютно всем детям за счёт эмоциональности и внешней привлекательности. Также во время занятий используются здоровьесберегающие технологии, благодаря чему проводится профилактика нарушений осанки и плоскостопия, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, координации движений, крупной и мелкой моторики. Приобретенный двигательный опыт и общая физическая подготовленность детей создаст необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна. При ее реализации у занимающихся формируются основные движения, практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических двигательных занятиях, развивается осознанное отношение к своему здоровью, воспитывается умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Регулярно занимаясь, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам. Адресат общеразвивающей программы: Программа предназначена для детей 2-3 лет. Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения. Количество детей одновременно находящихся в группе не более 8 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 10-15 минут. Объём общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 32 часов. Продолжительность части образовательной программы года обучения по учебному плану – 38 часов. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год. Содержание общеразвивающей программы: Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. 6 «Стартовый уровень» - использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: Фронтальная форма обучения. Виды занятий: Беседа, практическое занятие. Формы проведения результатов: Групповая, индивидуально-групповая. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: физическое развитие и укрепление здоровья детей через использование игровой деятельности, предметов здоровьесберегающих технологий. Задачи: Оздоровительные: • Формировать и закреплять навыки правильной осанки • Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. • Содействие развитию координационных способностей, функции равновесия. • Содействовать профилактике плоскостопия. Образовательные: • Освоение основ безопасности при работе на занятиях. • Учить знаниям о влияние физических упражнений на состояния здоровья, о понятии здорового образа жизни. •Учить выполнять основные движения. •Развивать желание играть в подвижные и малоподвижные игры с простым содержанием и несложными движениями. •Способствовать развитию умения детей игра в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения. Воспитательные: • Формирование и дальнейшее развитие у детей: коммуникативных способностей. • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой. • Воспитывать умение пользоваться основными приемами самостраховки при выполнении упражнений. • 7 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план: Название разделов, количество часов: Формы и режим занятий. № Тема, содержание Продолжительность, мин. 1 Разминка Вводная часть 2-3 мин 2 ОРУ Основная часть 5-7 мин 3 Игровые упражнения с предметами, подвижные игры 4 Малоподвижные игры, релаксационные упражнение 3-5 минут Заключительная часть 5 Общая продолжительность занятия, мин. 10-15 минут 6 Форма занятий Фронтально - групповая, до 8 человек 7 Продолжительность месяцах в Сентябрь – май 8 Количество неделю занятий в 1 9 Количество занятий в месяц 4 10 Количество занятий в год 36 8 № Тема Общее количес тво Теория Практика занятий 1 2 3 Мониторинг (тесты) Обучение выполнения комплекса ОРУ с использованием предметов Обучение построениям и перестроениям Обучение выполнению ходьбы и бега 4 1 1 2 1 5 6 1 5 6 Формы аттестации /контроля Предварительн ая диагностика. наблюдение наблюдение наблюдение 1 4 5 наблюдение 5 Обучение выполнению прыжков 1 4 5 наблюдение 6 Обучение упражнениям в ползании и лазанье Обучение упражнениям в прокатывании, бросании, ловле 1 5 6 1 5 6 наблюдение 8 Обучение упражнениям в равновесии 1 5 6 наблюдение 9 Закрепление выполнения комплексов релаксации, дыхательной, глазной гимнастики, подвижных игр 1 5 6 наблюдение 10 39 48 7 Итого: 9 Содержание учебного (тематического плана) Содержание занятия Задачи Ходьба, бег Общеразвивающие упражненияОсновные виды движения Игры Оборудование СЕНТЯБРЬ Занятие №1 Учить детей начинать ходьбу по сигналу, развивать равновесие – ходить по ограниченной поверхности (между двух линий) Ходьба свободная, ОРУ с кубиками П/и 2 длинные «Беги ко верѐвки, кукла, за воспитателем. кубики Бег Ходьба по дорожке - между мне» за воспитателем. двумя параллельно лежащими веревками (ширина 30-35 см) к кукле. Занятие №2 Учить детей начинать ходить и бегать, меняя направление на определѐнный сигнал, развивать умение ползать. Занятие №3 Учить детей начинать ходить и бегать, меняя направление на определѐнный сигнал, развивать умение ползать Чередование ходьбы врассыпную и бега за воспитателем. ОРУ с погремушками П/и «Догон Ползание на четвереньках (4-6 ите меня» м) к собачке – «пойдѐм как собачка» Погремушки, собачка Чередование ходьбы и бега между стульями. По сигналу воспитателя малыши садятся на стулья, повернувшись к воспитателю. Воспитатель сидит на большом стуле. Чередование ходьбы и бега врассыпную. Ходьба по дорожке между двумя параллельными линиями (ширина 35-30 см). ОРУ с малыми резиновыми мячами Стулья по количеству детей, кукла, малые резиновые мячи Занятие №4 Учить ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предмет вдаль правой и левой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении. Ходьба по доске, положенной па пол (длина 2,5-3 м, ширина 25-20 см. ОРУ с ленточками П/и «В гостик кукла м». По вто рит ь23 раз а П/и «Бегите 1. Ползание на четвереньках, ко мне» подползти под веревку (высота 40-45 см), доползти до собачки, погладить ее и вернуться обратно. 2. Бросание мяча (шишки) вдаль правой и левой рукой (по 2-3 раза, стоя за стойками натянутой верѐвкой. 2 стойки, длинная веревка, шишки (или маленькие мячи) по количеству детей, игрушка собака, ленточки. ОКТЯБРЬ 10 Занятие №1 Учить лазать в определенном направлении, умение реагировать на сигнал. Чередование ходьбы и бега за воспитателем. Остановиться в разных местах комнаты, повернуться к воспитателю. ОРУ с колечками Занятие №2 Учить ходить преодолеть Ходьба в чередовании с бегом. ОРУ с мячиками массажными Ходьба по доске с последующим ползанием на четвереньках по полу до определенногоместа. Прокатывание мяча. робость, способствовать развитию умений действовать по сигналу. Занятие №3 Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах, бросать в горизонтальную цель, совершенс твовать умение реагировать на сигнал, учить бросать предмет в определенном направлении. Занятие №4 Учить ходить в определенном направлении. Лазанье по гимнастической Ходьба и бег за воспитателем. ОРУ с мешочками Бросание мешочков в горизонтальную цель ящик (или обруч) правой и левой рукой на расстоянии 80 см. Прыгать через веревку на двух ногах - «Зайка прыгает через канавку». Ходьба и бег за воспитателем. ОРУ с кубиками Ползание на четвереньках между линиями (ширина 40-35 см) - «Муравьи идут по дорожке». Ходьба по гимнастической скамейке - «Идем по мостику». П/и «Догонит емяч». Гимнастичес кая стенка или башенка, мячи по количеству детей. П/и «Бегите комне». Гимнастичес кая доска (ширина 30-25 см, длина 2,5-3 м), Массажные мячи по количеству детей, мяч средний. Мешочки с песком (150 г) по количеству детей, веревка длинная (6-8 м), обруч (диаметр 1 м) П/и «Догони теменя». П/и «Дог они мяч» По 2 кубика, средние мячи (диаметр 20-25 см) гимнастическая скамейка (длина 2,5-3м) ширина 30-25 см, высота 25-30 см). П/и «Догон ите меня». Мешочкис песком, кубики (высота 10-15 см), длинная веревка, машина. НОЯБРЬ Занятие №1 Упражнять в прыжке в длину с места, бросать вдаль правой и левой рукой, переступать через препятствия, закреплять умение реагировать на" сигнал,воспитывать Ходьба за машиной, которую везет воспитатель. Бег и ходьба вместе с воспитателем. ОРУ с мешочком Метание вдаль правой и левой рукой. Прыжки в длину с места на двух ногах черезверевку. Перешагивание через препятствие. 11 Занятие №2 Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки. Упражнять в ползании на четвереньках, переступать через препятствия, катать мяч, учить ходить на носочках, приучать соблюдать определенное направление. Занятие №3 Ходить в разных направлениях, не наталкиваясь, упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросать мячи вдаль правой и левой рукой, воспитывать умение сдерживать себя. Занятие №4 Развивать умение организованно перемещаться в определенном направлении, учить подлезать под рейку, совершенствовать прыжок в длину с места на двух ногах, упражнять в ползании;развивать Ходьба и бег за воспитателем. Остановиться, взяться за руки и сделать круг. Ходить по кругу, взявшись за руки. По предложению воспитателя дети берут мячи. ОРУ со средним мячом Катание мячей друг другу. Перешагивание через препятствия (кубики). Ползание по дорожке (между двух длинныхверевок). П/и «Догон ите меня», малоподв ижная игра «Кто тише» Мячи по количеству детей, 2 длинные веревки, кубики, игрушка медвежонок (или другая игрушка), средний мяч. Чередование ходьбы и бега между стульчиками. По сигналу воспитателя дети садятся на стулья. ОРУ на стуле 1. Метание шишек вдаль, правой и левой рукой. Повторить по 3 раза каждой рукой. 2. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. П/и «Догон ите меня», малоподв ижная игра «Кто тише» Стулья и шишки (или маленькие мячи) по количеству детей, наклонная доска. Ходьба и бег за воспитателем. Взять флажки и стать врассыпную, повернувшись к воспитателю (можно в шеренгу или полукруг). ОРУ с флажком П/и «Дог Ползание на четвереньках до они рейки, установленной на мяч» высоте 40 см. Подлезание под рейку (поточно, ползая, смотреть вперед, спина прямая. Подлезая, стараться не прикасаться к рейке) Прыжки в длину с места, через веревку (фронтально). Следить, чтобы малыши приземлялись легко на обе ноги. Флажки и мячи по количеству детей, 2 стойки, длинная рейка и веревка ДЕКАБРЬ Занятие №1 Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз, учить бросать и ловить мяч, быть внимательными, стараться выполнять упражнения, вместе с другими детьми. Занятие №2 Закреплять умение бросать вдаль, соверше нствовать ходьбу по гимнастической скамейке, упражнять в ходьбе друг за другом со сменой направления, Чередование ходьбы и бега друг за другом. ОРУ с лентой П/и 1. Ходьба по наклонной доске «Поезд» вверх и вниз. 2. Бросание и ловля мяча Короткие цветные ленточки по количеству детей, 1-2 наклонные доски, мяч. Ходьба и бег друг за другом. Ходьба между стульями за воспитателем. По сигналу воспитателя сесть на стульчик. ОРУ на стульях Стулья и мешочки с песком по количеству детей, 1-2 длинные гимнастически е скамейки 1. Метание вдаль мешочков с песком (150 г)правой и левой рукой. 2. Ходьба по гимнастической скамейке. Руки встороны. П/и «Самолет ы» 12 развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве. Занятие №3 Учить лазать по гимнастической стенке, закреплять умение ходить по гимнастической скамей ке, совершенствовать прыжок в длину с места, развивать чувство равнове сия,воспитывать Занятие №4 Закреплять умение ходить в колонне по одному. Упражнять в бросании в горизонтальную цель правой и левой рукой, совершенствовать прыжки в длину с места, учить во время броска соблюдать указанное направление. Ходьба и бег между обручами, разложенными врассыпную на полу. По сигналу воспитателя стать каждому в один из обручей. ОРУс обручами. П/и «Самолет Ходьба по гимнастической ы» скамейке. Прыжки в длину с места через две параллельные веревки, положенные на расстоянии 15-20 см. Лазанье по гимнастической стенке любым способом (приставным или чередующимся .шагом). Чередование ОРУ с мешочками П/и «Пузырь» ходьбы и бега в мешочков в колонне по Бросание горизонтальную цель правой одному. и левой рукой в ящик или обруч на расстоянии 80-100 см. Прыжки в длину с места на двух ногах через веревку. Маленькие обручи, 1-2 гимнастически е скамейки, 2 длинны еверевки, гимнастическа я стенка. Мешочки с песком , длинная веревка, 2 ящика или обручи для метания в цель. ЯНВАРЬ Занятие №1 Упражнять детейв прыжке в длину с места, ползать на четвереньках и подлезать под рейку (веревку), закреплять умение ходьбы Ходьба чередуется; с бегом в разные стороны (врассыпную). По сигналу идти в колонне по одному за воспитателем. ОРУ с флажками П/и Ползание на четвереньках* и «Воробы подлезание поддугу. шкии автомобил Прыжки- Bдлину с места. ь» Ходьба по гимнастической скамейке. Занятие №2 Упражнять детей в метании вдаль правой и левой рукой, ходить по наклонной доске, следить, чтобы дети были внимательны, дружно играли. Ходьба и бег в ОРУ с обручем колонне по одному, ленту Ходьба по наклонной доске держать в одной вверх и вниз. Бросание мешочков с песком вдаль руке правой и левой рукой. П/и «Птички в гнездышк ах» 2 шишки на каждогоребенка, 2;гимнастичес кие скамейки, 2 стойки, веревка или рейка, маленький обруч Цветные платочки и мешочки с песком по колву детей, 1-2 наклонные доски, обручи. 13 ФЕВРАЛЬ Занятие №1 Упражнять в ползании и подлезании под рейку, прыгать в длину с места, учить детей быть дружными, помогать друг другу. Чередование ходьбы и бега в колонне по одному с флажком в руке. Следить, чтобы дети быстро реагировали на смену движений. Остановиться врассыпную, повернувшись к воспитателю. Занятие №2 Ходьба и бег Упражнять в ходьбе по в колонне наклонной доске, по одному. бросать в цель, прыгать в длину с места, способствовать разв итию глазомера, коор динации движений и чувства Занятие №3 Чередовать Упражнять детей в ходьбу и бег ходьбе по в колонне гимнастической по одному с и врассыпную. камейке, учить бросать и ловить мяч, способствовать воспитанию сдержанности, ловкости и умению дружно играть. Занятие №4 Ходьба и бег. Упражнять в ползании по гимнастической скаме йке, учить подпр ыгивать, способствовать разви тию координации д вижений, развивать умение быстро реагировать на сигнал, дружно играть. ОРУ с флажком Ползание на четвереньках Прыжки в длину с места. П/и «Воробы шкии автомобил ь» Цветные флажки по количеству детей, 2 стойки и рейка. ОРУ с малым резиновым мячом Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. Бросание правой и левой рукой П/и 1-2 наклонные «Кошка доски, и мышки» мешочкис песком по количеству детей, длинная веревка, 2-3 обруча или ящики, малый резиновый мяч. ОРУ П/и Мячи по количеству «Кот Ходьба по гимнастической и мышки» детей, скамейке друг за другом 2-3 I-2 раза. гимнастически Бросание мяча воспитателю и ескамейки, мяч ловля мяча. средний ОРУ с коротким шнуром П/и «Догон Ползание на четвереньках по ите меня» гимнастической скамейке. Подпрыгнуть вверх и коснуться рукой шара, который находится выше поднятой руки ребенка на 10-12 см. Ходить, переступая кубики, расставленные на расстоянии 1-2 м один от другого. Короткий шнур по количеству детей, палка с прикрепленны мна ниточке шаром, 4-6 кубиков. 14 МАРТ Задание №1 Ходьба и бег с Учить катать мяч, кубиками в руках. упражнять детей в ползании на четвереньках, способствовать развитию глазомера и координации движений, учить помогать друг другу. Задание №2 Ходьба и бег. Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке и прыжках в длину с места на двух ногах, развивать умение быстро реагировать на сигнал, способствовать развитию равновесия и координации движений. Задание №3 Упражнять детей в метании вдаль двумя руками из-за головы и катании мяча в воротики, приучать сохранять направление при метании и катании мячей. Задание №4 Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, учить спрыгивать с нее, закреплять метание вдаль из-за головы, учить ходить парами, способствоватьпреодолению робости, развитию чувства равновесия ОРУ с кубиками. Ползание на четвереньках и подлезание подрейку (или веревку). Катание мяча друг другу. ОРУ с лентами П/и «Догон ите меня» По 2 кубикана каждого ребенка, 2 стойки, длинная веревка, на двоих детей 1 мяч. П/и «Поезд» Ленточки по количеству детей, 1-2 гимнастически ескамейки Ходьба по гимнастической скамейкеруки встороны. Прыжки в длину с места. Чередование ходьбы и бега. По указанию воспитателя взять мяч. ОРУ со средними мячами Ходьба и бег между обручами, положенными на пол в разных местах комнаты. ОРУ с обручами Бросание мяча вдаль из-за головы. Катание мяча в воротики на расстоянии 1 -1,5м. Ходьба по гимнастической скамейке, в концескамейки спрыгнуть. быть коврик или мат. Бросание мяча вдаль из-за головы. П/и Мячи по количеству «Кошка и мышки» детей, 3-4 дуги. П/и Маленькие «Кошка обручи и мячи и мышки» по количеству детей, 1-2 гимнастически ескамейки. АПРЕЛЬ Занятие №1 Ходьба и бег Упражнять в врассыпную спрыгивании с высот, с погремушкой метании предметов. в руке. ОРУ с коротким шнуром Ходьба па четвереньках друг за другом «Кошечки идут». Спрыгивание с гимнастической скамейки. Бросание мешочков с П/и «Мо й весел ый звонк ий' мяч» Короткий шнур и мешочки с песком, 1-2 гимнастически ескамейки. 15 песком в горизонтальную цель правой и левой рукой нарасстоянии 100 см от обруча. Занятие №2 Совершенствовать прыжок в длину с места, метание в горизонтальную цель и ползание с подлезанием, приучать соразмерять бросок с расстоянием до цели, учить быстро "реагировать на сигнал Занятие №3 Совершенствовать метание вдаль из-за головы и катание мяча друг другу, способствовать развитию глазомера, координац ии движений и ловкости, учить дружно играть и быстро реагировать на сигнал. Занятие №4 Закреплять умение ходить по гимнастическойскамей ке, упражнять в действовать по сигналу. Ходьба и бег в колонне по одному ОРУ с массажным мячом Ползание на четвереньках (5-6 м) и подлезаниепод дугу. Бросание мешочков с песком в горизонтальную цель правой и левой рукой. Прыжки в длину с места на двух ногах. Ходьба в колонне ОРУ с флажком по одному, ритмично греметь Бросание мяча вдаль двумя руками из-заголовы. погремушкой. Катание мяча друг другу. Бег врассыпную. Ходьба и бег с лентой в руке. ОРУ с лентой Ходьба по гимнастической скамейке, в конце спрыгнуть. Бросание и ловля мяча. П/и Массажный «Пузырь» мяч и мешочки с песком, 2-3 дуги, 3-4 больших обруча П/и «Воробы шкии автомобил ь» Погремушкии мячи по количеству детей, маленький обруч. П/и «Солны шкои дождик» . Ленточки, 1-2 гимнастические скамейки, средней величины мяч. П/и «Птички в гнездышк ах» Мешочки с песком, 2-3 обруча или ящики, 1-2 наклонные доски. МАЙ Занятие №1 Совершенствовать метание в горизонтальную цель и ходьбу по наклонной доске, развивать умение бросать предмет в определенном направлении, способствовать развитию равновесия и ориентировке Ходьба и бег ОРУ с мешочком с песком за воспитателем со сменой Бросание мешочков в горизонтальную цельправой направления. и левой рукой. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. чувства в 16 пространстве. Занятие №2 Закрепить умение ходить по наклонной доске, совершенствовать прыжок в длину с места и метание вдаль из-за головы, способствовать воспитанию смелости, ловкости и самостоятельности, учить согласовывать свои движения с движениями других детей Занятие №3 Закрепить умение катать мяч, упражнять в ползании по гимнастической скамейке и прыжке в глубину, совершенствовать чувство равновесия. Занятие №4 ОРУ с малым резиновым Ходьба и бег в колонне по мячом одному и Бросание мяча вдаль из-за врассыпную головы обеимируками. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз. Прыжки в длину с места на двух ногах. Ходьба и бег с обручем в руках со сменой темпа ОРУ с обручем П/и Мячи среднего «Пузырь» размера по количеству детей, 1-2 наклонные доски. П/и «Мой Ползание на четвереньках по веселый гимнастической скамейке, в звонкий конце встать, выпрямиться и мяч» спрыгнуть. Катание мяча. Дети по двое рассаживаются друг против друга, на расстоянии 1,5-2 м Обручи, мячи малые резиновые Праздничное развлечение «Спортивный Карапуз» Структура занятия: 1) Подготовительная часть включает ходьбу, чередование ходьбы и бега, бег. 2) В основной части занятия используются общеразвивающие упражнения из разных исходных положений, в т.ч. с предметами, подражательные упражнения, игровые упражнения, подвижные игры. 3) Заключительная часть: ходьба и малоподвижные игры, релаксация. Методы обучения и воспитания 1. Наглядный: показ, имитация, звуковой сигнал (свисток), зрительные ориентиры (предметы, разметка пола); 2. Словесный: объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы к детям, словесная инструкция; 17 3. Практический: 1. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении. 2. Метод повторений. 3. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений. Педагогические технологии. В программу внесены нетрадиционные оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление, упражнения для укрепления свода стопы). Каждая из обозначенных технологий имеет оздоровительную направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. 18 2.4. Планируемые результаты Результаты: Дети будут знать основные движения, правила безопасности во время занятий с предметами. Личностные результаты: Появится мотивация к занятию к спорту. Ребенок будет знать свойства и функции предметов, может самостоятельно выполнять знакомые ему упражнения с использованием предметов. Предметные результаты: Ребенок будет, следить за осанкой, укрепит мышечный корсет и вестибулярный аппарат. 19 3. Комплекс организационно-педагогических условий. 3.1. Условия реализация программы Материально-техническое обеспечение Обеспечение помещениями: - Спортивный зал. Оборудование и спортивный инвентарь: - набор шаров для сухого бассейна, мяч малый резиновый, мяч резиновый средний, мяч массажный, мячи фитболы, обруч пластмассовый, тоннели крупногабаритные, клюшка с двумя мячами в сетке, массажная дорожка, набор теннисный детский (4 предмета), скакалки, платочки, погремушки, ленточки на кольцах, флажки, мешочки с песком, кубики пластмассовые, шнурки короткие, гимнастические скамейки, гимнастические палки, стулья, ребристые дорожки, маты, канат, шнуры длинные, кегли пластмассовые и т.д. - Аудио- и видеоаппаратура. - Аудио- и видеоматериалы Вспомогательное оборудование: - Оборудование для мест хранения спортивного инвентаря. Учебно-методический материал: - Научно-методическая литература. - Документы планирования учебного процесса (программа, годовой план, поурочное планирование). - Видеозаписи. Кадровое обеспечение Инструктор по физической культуре: Федосеева Оксана Николаевна 20 3.2. Формы аттестации/контроля промежуточной и итоговой аттестации Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков. Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: - проведение открытых компонентов непосредственно деятельности для родителей; - проведение развлечений. Оценка освоения основных движений детьми (оценка двигательного опыта детей в баллах) Показатели Оценка 1. Все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с заданием и схемой движения 2. При выполнении простых программных движений (теста) допущена одна ошибка, существенно не изменяющая характер движения и результат. 3. Простые программные движения выполняются с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от задания. 4. Упражнения практически не выполняются, однако, ребенок делает попытки к его выполнению. Пять баллов (отлично) Четыре балла (хорошо) Три балла (удовлетворительно) Два балла (неудовлетворительно) 5. Ребенок не предпринимает попыток к выполнению двигательных заданий, физически не в состоянии выполнить его. Ноль баллов (плохо) Качественные показатели освоения элементов техники основных движений детей Основные движения Ходьба и бег Показатель Ходьба с ненапряженным положением туловища и головы. Свободное движение рук. Согласованные движения рук и ног. Бег. Туловище прямое или наклонено немного вперед. Свободное движение рук. Соблюдение направления. Прыжки Исходное положение. Небольшое приседание на слегка расставленных ногах. Толчок, отталкивание одновременно двумя ногами. Полет, ноги слегка согнуты. Приземление, мягко. На две ноги. Метание Исходное положение: стоя, лицом в направлении броска, ноги слегка 21 расставлены, правая рука согнута в локте. Замах. Бросок с силой. Лазание Крепкий хват руками. Поочередный перехват руками рейки. Чередующий шаг. Активные, уверенные движения. 22 4. Используемая литература 1. Абдульманова Л.В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. 2. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005. 3. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975 4. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Дошкольное воспитание. 1993, № 9. 5. Киноман А.В., Осокина Т.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1984. 6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления».М.,2000 г. 7. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2002. 8. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр/Дошкольное воспитание. – 1997 №3. 9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 1985. 10.Пензулаева Л.И. «Методика проведения подвижных игр» – М: МозаикаСинтез, 2009 г. 11.Покровский Е.А. Игры на развитие ловкости. Коллекция русских детских игр — Санкт-Петербург, Сфера, 2010 г. 12.Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М: МозаикаСинтез, 2009 г 13.Уорнер Пенни 160 развивающих игр для детей до 3 лет — Москва, Попурри, 2009 г. 14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: https://base.garant.ru/ 23